Сибирские огни, 1950, № 1
судах.— И от одного к другому наука перетекает, как вода в этих сосудах. Скоро ты, Иван Лукич, будешь знать столько, сколько я сам получил от про фессоров в институте... В романе Е. Мальцева «От всего сердца» большое место занимает вопрос о связи творческого труда колхозников с передовой советской наукой. Хорошо рассказывает об этом дневник Груни Васильцовой. Вот несколько выдержек из него: «5 августа. В «Основах агротехни ки» прочитала: «кормилица крестьяни на не земля, а растение». Тимирязев... 17 августа. Ваня Яркин в эти дни не отстаёт — взял все мои книжки по агротехнике. Изобретает какой-то плуг. 2 апреля. Ночью делали первую под кормку по схваченной заморозком зем ле... Говорили о вчерашней лекции... Ракитин привёл слова Ленина: «Нрав ственность служит для того, чтобы че ловеческому обществу подняться вы ше». Вот так и надо жить». Весь образ Груни Васильцовой, глу боко овладевшей агротехнической куль турой,— живое олицетворение роста на ших людей. Писатель убедительно по казывает, как далеко шагает колхозни ца, подкрепляя практику наукой, а науку — практикой. Роман А. Волошина «Земля Кузнец кая» ярко отражает процесс политиче ского роста рабочего класса. — Я вот прошлую ночь со своей ста рухой планы плановал,— говорит шах тёр Вощин.— Вот, говорю, представь себе, мать, в Кузбассе многие тыщи забойщиков. Сейчас ночь, кто-то из них работает. И ведь, наверняка, все они думают о своём деле, мучаются, можно сказать, у одного получается, у другого кругом ничего не выходит. Вот ты и поразмысли: какая каждому из нас пребольшая ночь дана. Творческая мысль, которая раньше была уделом одиночек, теперь в совет ских шахтах стала достоянием многих тысяч людей. И за новаторские формы труда здесь борются все, от начальника шахты до забойщика. Здесь рядовой шахтёр выступает с лекциями и помо гает инженеру, а инженер — шахтёру, все обучаются и обучают одновременно. Старый забойщик Афанасий Вощин становится «профессором скоростной проходки», забойщик Некрасов изобре тает весьма современный метод самона- валки, бригадир Черепанов конструиру ет усовершенствованную буровую ко ронку, повышающую производитель ность труда, вся его бригада осваивает разработанный ею рабочий график 140- метровой лавы, маркшейдер Хомяков создаёт горный комбайн. Новое и передовое, ещё недавно ка завшееся редким исключением, стано вится типичным и повседневным. Со перники в соревновании изо всех сил помогают своим «противникам», здесь благо коллектива, благо родного госу дарства — основной закон человеческого труда. В замечательном сотрудничестве ра бочих и инженеров небывало расцвета ет творческая активность шахтёров. Коллектив помогает Григорию Вощину понять свои ошибки в организации мно гозабойного метода и найти правильное решение, помогают и маркшейдеру Хо мякову в реализации его изобретения, невозможного и неосуществимого без подлинно творческих усилий большого коллектива. Всё это — примеры, раскрывающие процесс вдохновенного труда, в кото ром растёт и совершенствуется совет ский человек, в котором неизменно всё более и более ярко проглядывают зримые черты коммунизма. «Духовный облик нынешних совет ских людей,— говорит тов. В. М. Моло тов,— виден, прежде всего, в сознатель ном отношении к своему труду, как к делу общественной важности и как к святой обязанности перед советским го сударством». Изображая богатейшее разнообразие форм деятельности советских людей, писатели раскрывают единую социали стическую сущность труда в советском обществе, показывают величайший раз мах его, неудержимый рост советских новаторов, в труде которых всё заман чиво и прекрасно, возвышенно и гран диозно. Всю силу своей беспокойной ду ши они отдают борьбе за новое, за бесконечное совершенствование своего труда. Здесь всё дышит небывалой со ветской новизной, выражающей непрео боримую силу нашей советской жизни. 3 Каждый советский труженик — на стоящий хозяин жизни, строгий и тре бовательный. Он не просто исполни тель, а творец и созидатель, полный глубочайшего чувства ответственности как за свою личную, так и за общую работу. Вот один из многочисленных приме ров, характеризующих чувство ответст венности советских людей, как актив ных творцов жизни, как государственно мыслящих хозяев своей страны. Инже нер Алексей Ковшов и комсомолка Та ня Васильченко из романа Василия Ажаева разговаривают о работе на строительстве. Из-за негодности старого проекта, уже переделываемого новым руководством, работа на строительстве приостанавливалась, о чём знает Ков шов и ещё не знает Таня Васильченко. — Раз дано указание прекратить ра боты, надо их прекратить,— сказал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2