Сибирские огни, 1950, № 1

ских людей, отдающих все силы ума и рук на благо своей Отчизны. Поистине, история не знает подви­ гов, равных тем, что совершают совет­ ские люди, показавшие образцы безза­ ветного героизма в труде и бою. В их светлом подвиге патриотического труда таятся необычайно животворные истоки нашего искусства. На это указывал Горький, призывавший писателей «ис­ кать вдохновений и материалов в широ­ ком и бурном потоке труда, создающего новые формы жизни». В золотой фонд советской литерату­ ры ещё в предвоенные годы вошло не­ мало произведений, раскрывающих процесс духовного роста миллионов лю­ дей в свободном социалистическом тру­ де. «Цемент» Ф. Гладкова и «Соть» Л. Леонова, «Бруски» Ф. Панфёрова и «Поднятая целина» М. Шолохова, «Танкер «Дербент» Ю. Крымова и «Гидроцентраль» М. Шагинян — всё это произведения, в которых ярко и своеобразно выражена победа социали­ стического труда. Послевоенный период ознаменован новым могучим подъёмом во всех об­ ластях советской жизни. И это нашло яркое воплощение во многих произведе­ ниях советских писателей. Среди них —- известные нашему читателю романы «Далеко от Москвы» В. Ажаева, «Зем­ ля Кузнецкая» А. Волошина, «Сталь и шлак» В. Попова, «Кавалер Золотой Звезды» С. Бабаевского, «От всего сердца» Е. Мальцева, «Счастье» II. Павленко и поэмы «Рабочий день» М. Луконина, «Новое русло» А. Куле­ шова, повести «Золототысячник» И. Ря- бокляча, «Ясный берег» В. Пановой и десятки других романов, повестей, пьес, поэм, появившихся на свет за по­ следние годы. Умение видеть и показывать торже­ ство идей коммунизма в многообраз­ ных формах нашего бытия, умение ут­ верждать всепобеждающую силу нового и прогрессивного — таковы вазкнейшие черты советской литературы, являющей­ ся пропагандистом передовых идей, вдохновителем, борьбы за коммунизм, за мнр и демократию. В послевоенный период эти черты советской литературы ещё более уси­ лились и углубились. Усилилась пропа­ ганда советской идеологии, идей больше­ вистской партии и её политики, более настойчивым стало наступление против растленной буржуазной идеологии, ре­ шительнее развернулась борьба с низ­ копоклонством перед иностранщиной, против всяческих проявлений космопо­ литизма. Послевоенную литературу наиболее ярко и сильно характеризует пафос все­ побеждающего коммунистического тру­ да. Свободный труд, являющийся ос­ новой коммунистической морали, стал у нас генеральной темой советской ли­ тературы. Как же наши писатели изображают такой труд и людей в труде? 2 Великий Горький не раз подчёрки­ вал, что нет в мире более величествен­ ной героики, чем героика труда. Совет­ ским писателям надо учиться понимать труд, деяние, как творчество. Наши художники слова научились так понимать труд и смело осуществля­ ют завет великого писателя. Сама жизнь, как мы видим, даёт для этого благородный материал. Некоторое время тому назад в акто­ вом зале Московского нефтяного инсти­ тута состоялась лекция новатора бакин­ ца о новых методах эксплоатации сква­ жин. Собравшиеся профессора, препо­ даватели и студенты с большим интере­ сом прослушали эту лекцию мастера одного из промыслов Ага Гусейна Ка- фарова. Советская жизнь необычайно богата такими примерами! Творческое единение науки с практикой", стирание грани меж­ ду умственным и физическим трудом становится всё более и более характер­ ным для нашего времени. Зримые чер­ ты коммунизма пробиваются всюду, где самоотверженно и вдохновенно трудят­ ся советские люди. Эти явления советской жизни на­ ших дней находят отражение в лучших произведениях послевоенных лет. Процесс' духовного роста рабочих- строителей раскрывается в романе В. Ажаева «Далеко от Москвы». Свар­ щики, землекопы, шофёры — среди них немало новаторов, в повседневном твор­ ческом труде они решают сложные про­ изводственные задачи. Охваченные тру­ довым энтузиазмом, люди жадно тянут­ ся к науке, к знаниям. Иван Лукич Карпов добровольно пришёл на стройку нефтепровода рядовым работником. «На деревне я был первый парень,— пишет он жене,—■ а здесь я маленький. Нау­ ка моя, сама знаешь, какая — всеп> семь классов». Трезвая критическая са­ мооценка помогает его росту. Работая с инженером Ковшовым, он пользует­ ся всякой свободной минутой, чтобы, изучать с его помощью математику и физику. Сам Ковшов хорошо понимает значе­ ние роста советского человека. Своему ученику Пете Гудкину он советует не ограничиваться «только сегодняшней за­ ботой», а думать и о «своей пятилетке роста». Ковшов глубоко сочувствует и Карпову в его тяге к образованию. — Один человек знает больше, дру­ гой меньше,— говорит он Карпову при объяснении закона о сообщающихся со­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2