Сибирские огни, 1950, № 1

Однако национализация крупных предприятий и конфискация феодально­ го землевладения это — уничтожение лишь экономической базы господствую­ щих классов, но не их идеологии, про­ должающей отравлять сознание масс ядом религиозных суеверий, бытовых предрассудков и других феодальных пережитков. «В настоящее время это влияние,— констатирует Мао Цзе-дун,— всё ещё весьма велико, оно будет ещё сущест­ вовать долгое время и не может быть быстро уничтожено...» Народ должен «воспитывать и перевоспитывать себя для того, чтобы освободиться от влия­ ния реакционеров...» Но выкорчевывание корней феодаль­ ной идеологии — только одна сторона вопроса. А как пресечь очевидную воз­ можность дальнейшего идеологического воздействия реакционеров *на массы? Что вообще делать с этим рассадни­ ком вредных .влияний — представите­ лями господствовавших классов и ре­ акционных гоминдановских клик? Кто они теперь, эти носители социальных зол: гнёта, произвола, грабежа и наси­ лия? Вот разъяснение, данное Чжоу Энь- Лаем на заседании Народной политиче­ ской консультативной конференции: «Существует разница между поня­ тием «народ» и «граждане». Под «на­ родом» понимается рабочий класс, кре­ стьянство, мелкая буржуазия, нацио­ нальная буржуазия и некоторые пат­ риотические демократические элементы, порвавшие с реакционными классами». Представители же бюрократического (т. е. монополистического) капитала и класса помещиков, «пока они не пере­ воспитались, они не относятся к кате­ гории «народа», но являются «гражда­ нами» Китая»2. , И на этом основании им будут пре­ доставлены земля, работа и средства к существованию, чтобы они, «работая, перевоспитывали себя заново, — указы­ вает Мао Цзе-дун.— Если они не за­ хотят работать, то народное государство заставит их работать. Далее, среди них будет проводиться политическая, пропа­ гандистская и просветительная ра­ бота» з. А необходимость воспитания револю­ ционного народа и перевоспитания граждан Китая (что, конечно, как под­ черкивает Мао Цзе-дун, «нельзя ста­ вить в один ряд») выдвигает в конеч­ ном счете один и тот же вопрос: проб­ * Мао Цзе-дун. О диктатуре народной де­ мократии. 2 «Правда», 29 сентября 1919 г. мо 3 к р М ат я и о и. Цзе-дун. О диктатуре народной де­ лему развития культуры и просвеще­ ния. Но проблема эта шире вопросов вос­ питания и перевоспитания, и главней­ шим её элементом является народное образование: общее, специальное и особенно техническое. Такая задача, выполнимая лишь под. руководством компартии, требует пере­ подготовки всех старых кадров и созда­ ния миллионов новых специалистов — всесторонне образованных строителей социалистического общества. Короче, Китаю необходима широко разветвлён­ ная сеть всевозможных учебных заве­ дений. Республика получила в наследство свыше ста гоминдановских университе­ тов, колледжей университетского типа и несколько сотен тысяч школ. В них учили по американским или американи­ зированным учебникам, преподносив­ шим вместо науки — её фальсифика­ цию, отрывавшую теорию от практики, построенную на заведомо ложных ос-: новах, пропагандировавшую преклоне­ ние перед всем иностранным и презре­ ние ко всему национальному. О’ про­ должении подобного «образования» ре­ чи, конечно, быть не может. «Мы благодарны Марксу, Энгельсу, Ленину и Сталину, давшим нам ору­ жие, — пишет Мао Цзе-дун. — Это оружие — не пулеметы, а марксизм- ленинизм» '. Именно на этом передовом и единст венно правильном мировоззрении новый Китай строит и свою политику, и эко­ номику, и культуру. Животворным ду­ хом марксизма-ленинизма, учения са-' мого передового и потому подлинно на­ учного, открывающего возможность правильно понять мир и правильно по­ строить новую жизнь, проникнута вся программа Народного политического консультативного Совета. Первоочередная забота демократиче­ ского правительства в области народно­ го образования — реорганизация всей системы гоминдановских учебных заве­ дений, составление учебных программ, построенных на принципах нового про­ свещения, которое должно быть «на­ циональным по форме, научным по со­ держанию и народным по своему ха­ рактеру» . В «обжитых» освобождённых рай онах («дибэньцюй») создана именно та­ кая школа. Во вновь освобождённых, местах, которые называются «синь- цюй» (новыми районами), она скорс станет такой. Школьная реформа, как и всё демо­ кратическое переустройство страны, проводится в соответствии с единым: планом. Слова: «единый план», «еди­ ный фронт», «народное единство» — 1 Мао Цзе-дун. О диктатуре народной д е ­ мократии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2