Сибирские огни, 1950, № 1
Однако национализация крупных предприятий и конфискация феодально го землевладения это — уничтожение лишь экономической базы господствую щих классов, но не их идеологии, про должающей отравлять сознание масс ядом религиозных суеверий, бытовых предрассудков и других феодальных пережитков. «В настоящее время это влияние,— констатирует Мао Цзе-дун,— всё ещё весьма велико, оно будет ещё сущест вовать долгое время и не может быть быстро уничтожено...» Народ должен «воспитывать и перевоспитывать себя для того, чтобы освободиться от влия ния реакционеров...» Но выкорчевывание корней феодаль ной идеологии — только одна сторона вопроса. А как пресечь очевидную воз можность дальнейшего идеологического воздействия реакционеров *на массы? Что вообще делать с этим рассадни ком вредных .влияний — представите лями господствовавших классов и ре акционных гоминдановских клик? Кто они теперь, эти носители социальных зол: гнёта, произвола, грабежа и наси лия? Вот разъяснение, данное Чжоу Энь- Лаем на заседании Народной политиче ской консультативной конференции: «Существует разница между поня тием «народ» и «граждане». Под «на родом» понимается рабочий класс, кре стьянство, мелкая буржуазия, нацио нальная буржуазия и некоторые пат риотические демократические элементы, порвавшие с реакционными классами». Представители же бюрократического (т. е. монополистического) капитала и класса помещиков, «пока они не пере воспитались, они не относятся к кате гории «народа», но являются «гражда нами» Китая»2. , И на этом основании им будут пре доставлены земля, работа и средства к существованию, чтобы они, «работая, перевоспитывали себя заново, — указы вает Мао Цзе-дун.— Если они не за хотят работать, то народное государство заставит их работать. Далее, среди них будет проводиться политическая, пропа гандистская и просветительная ра бота» з. А необходимость воспитания револю ционного народа и перевоспитания граждан Китая (что, конечно, как под черкивает Мао Цзе-дун, «нельзя ста вить в один ряд») выдвигает в конеч ном счете один и тот же вопрос: проб * Мао Цзе-дун. О диктатуре народной де мократии. 2 «Правда», 29 сентября 1919 г. мо 3 к р М ат я и о и. Цзе-дун. О диктатуре народной де лему развития культуры и просвеще ния. Но проблема эта шире вопросов вос питания и перевоспитания, и главней шим её элементом является народное образование: общее, специальное и особенно техническое. Такая задача, выполнимая лишь под. руководством компартии, требует пере подготовки всех старых кадров и созда ния миллионов новых специалистов — всесторонне образованных строителей социалистического общества. Короче, Китаю необходима широко разветвлён ная сеть всевозможных учебных заве дений. Республика получила в наследство свыше ста гоминдановских университе тов, колледжей университетского типа и несколько сотен тысяч школ. В них учили по американским или американи зированным учебникам, преподносив шим вместо науки — её фальсифика цию, отрывавшую теорию от практики, построенную на заведомо ложных ос-: новах, пропагандировавшую преклоне ние перед всем иностранным и презре ние ко всему национальному. О’ про должении подобного «образования» ре чи, конечно, быть не может. «Мы благодарны Марксу, Энгельсу, Ленину и Сталину, давшим нам ору жие, — пишет Мао Цзе-дун. — Это оружие — не пулеметы, а марксизм- ленинизм» '. Именно на этом передовом и единст венно правильном мировоззрении новый Китай строит и свою политику, и эко номику, и культуру. Животворным ду хом марксизма-ленинизма, учения са-' мого передового и потому подлинно на учного, открывающего возможность правильно понять мир и правильно по строить новую жизнь, проникнута вся программа Народного политического консультативного Совета. Первоочередная забота демократиче ского правительства в области народно го образования — реорганизация всей системы гоминдановских учебных заве дений, составление учебных программ, построенных на принципах нового про свещения, которое должно быть «на циональным по форме, научным по со держанию и народным по своему ха рактеру» . В «обжитых» освобождённых рай онах («дибэньцюй») создана именно та кая школа. Во вновь освобождённых, местах, которые называются «синь- цюй» (новыми районами), она скорс станет такой. Школьная реформа, как и всё демо кратическое переустройство страны, проводится в соответствии с единым: планом. Слова: «единый план», «еди ный фронт», «народное единство» — 1 Мао Цзе-дун. О диктатуре народной д е мократии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2