Сибирские огни, 1949, № 6

чему-то отказывается от прекрасной воз- можности показать шахту глазами дей­ ствующих лиц. Но, несмотря на недостатки, роман А. Волошина является значительным и ценным произведением. БОРЬБА ЗА НОВАТОРСТВО. З А НОВЫЕ МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВА (Из выступления тов. А. Галунова) Волошин сумел захватить внимание I читателя тем величайшим пафосом со­ циалистического строительства, которое происходит в Кузбассе — борьбой за уголь. На фоне этой борьбы развёрты­ ваются События, показывается отноше­ ние героев к труду. Стержневая идея романа — это борьба за новаторские ме­ тоды рабрты, за методы, которые опро­ кидывают вчерашние нормы. Запоминаются многие герои романа — инженер Рогов, техник Дубинцев, парторг шахты Бондарчук, бригада мо­ лодых шахтёров-«черепановцев», шах- г тёр — Герой Советского Союза фронто­ вик Степан Данилов, именем которого и была названа бригада Черепанова. В ро­ мане показаны люди и в бытовой обста­ новке: любимая девушка Рогова — Ва­ ля, Зинаида Николаевна Дубинцева, То­ ня — фронтовая подруга Данилова. Много в романе хорошего, но особен­ но трогает история Тони и Данилова. Они любят друг друга. И когда Степан догадывается о том, что мать Тони пы­ тается его отдалить от дочери, он вос­ клицает: «Как же я без Тони буду жить?» Это глубоко проникновенные слова. Они такие искренние и тёплые, что чи­ татель нисколько не сомневается в силе любви Данилова. Но есть у А. Волошина немало и та­ кого, против чего требуется возразить. Один из шахтёров у него говорит: «... Пока скважины пробьёшь, время пикнет». * «Время пикнет»... Из какого это жаргона? Такие слова только засоряют язык. Встречается большое количество ин­ женерно-технических терминов, которым не дано объяснений. В отдельных слу­ чаях это затрудняет понимание текста. Недостатки такого рода досадны, и автор должен их устранить. ЗЕМЛЯ СОВЕТСКАЯ, ЛЮДИ СОВЕТСКИЕ (Из выступления тов. Фгйбушввич) Земля Кузнецкэй — это не от­ дельный оторванный район нашей пре­ красной Родины. Это — часть необъят­ ного Советского Союза. Поэтому и на­ звание книги А. Волошина могло бы свободно читаться так: «Земля совет­ ская» . Произведение А. Волошина пропита­ но с начала и до конца необыкновенным чувством любви героев к социалистиче­ ской Родине, вдохновенным порывом творчества, которыми живут все основ­ ные герои. И повсюду, на каждой стра­ нице мы чувствуем горячее сердце и умный проникновенный взгляд самого автора. Мы чувствуем его рядом с теми, кто ломает старые привычные нормы, старый ритм жизни, старые традиции. Сказанным хочется подчеркнуть твор­ ческую манеру А. Волошина, главная особенность которой заключается в ак­ тивном вмешательстве в жизнь, в борь­ бу, в судьбу всех людей, с которыми встречается писатель. Нет сомнения, что тема социалисти­ ческого производства, тема борьбы за более высокое техническое оснащение производства занимает большое место в «Земле Кузнецкой». Но не только это волнует автора. Он поднимает ряд дру­ гих проблем социалистического строи­ тельства в послевоенные годы, показы­ вает место человека, оторванного вой­ ной от мирного труда, в новых условиях социалистического строительства после войны, говорит о товариществе, друж­ бе, любви, затрагивает вопросы семьи. Несомненной удачей автора следует признать создание образа молодого ин­ женера Рогова, новатора производства, смело идущего на борьбу с рутиной и косностью. Для Рогова характерно слия­ ние личного «я» с общественным, с коллективом. В этом слиянии он и чер­ пает силы для движения вперед. Покоряет своей теплотой и серь­ ёзностью Степан Данилов. В нём много юношеского и в то же время зрелого. Он непосредственен и вместе с этим очень глубок. В нём бьётся горячее сердце, и оно толкает его к простым, незаметным. но поистине героическим поступкам. Целомудренна и нежна его любовь к Тоне. В живописании отноше­ ний между Даниловым и Тоней А. Во­ лошин достигает большого эмоциональ­ ного воздействия на читателя. Для Волошина характерен широкий охват действительности. Однако не зсег- да писателю удаётся сделать то, что им задумано. Это сказывается хотя бы на не совсем чёткой разработке сюжетных линий. Например, когда происходит дол­ гожданное объяснение между Роговым и Валей, читателю совершенно ясно, что отныне-то они будут вместе. И вдруг они все-таки опять расстаются. Почему? Это неизвестно ни Рогову, ни читате­ лям, ни, вероятно, самому А. Волоши­ ну. Во всяком случае, он не объясняет этого. Есть в романе неудачные сравнения. Есть повторения. И Рогов и Бондарчук

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2