Сибирские огни, 1949, № 6

Одно из маленьких лирических сти­ хотворений о соловьях Игн. Рождест­ венский заканчивает строчками, выра­ жающими непоколебимую веру поэта в неисчерпаемые возможности советского человека: Будет день, мы не в тундру, а в северный гг .. саД Пригласим соловьев, и они прилетят. Человек-труженик занимает большое место в стихах Игн. Рождественского. Современный советский человек — до­ стойный сын богатырей, завоевавших и утвердивших власть трудящихся. «Тро­ пой богатырей» справедливо назвал по­ эт Южносибирскую железную дорогу — детище послевоенной пятилетки. Большой цикл стихов Игн. Рождест­ венский посвятил изображению простых советских людей, представителей раз­ личных профессий. Перед нами отваж­ ные изыскатели, изучающие «повадки •свирепой реки», героиня полей, выра­ стившая отличный урожай, ветеринар­ ный врач, учительница, почтальон, зве­ ролов, хирург. Каждый из них честно, с любовью делает своё дело, каждый счастлив служить своей великой социа­ листической Родине. Огромные изменения произошли в жизни народов Севера. В тундру, в чум пришло электричество («Русский свет»), вместо нарт появились машины («Же­ лезной нарты каюр»), ненец, рыбак и следопыт едут учиться в Ленинград («Бента Пач»). Большевистской партии, товарищам Ленину и Сталину обязаны мы всем, что есть лучшего в нас; партия ведёт нас к коммунизму, учит подчинять и побеждать природу. Раскрытию этой темы посвящены' у Игнатия Рождест­ венского стихотворения: «К Ленину», «Рыбаки Енисея» и др. Таково содержание, таков идейный смысл большинства стихотворений ново­ го сборника Игн. Рождественского. Поэт выступил в нём как пропагандист ком­ мунистических дел, как советский пат­ риот. Это большое достоинство его по­ этической работы. Игн. Рождественский стоит на верном пути, поэтому он, как поэт, растёт, голос его крепнет. Однако мы должны отметить, что стихи его в художественном отношении не ровны, он не всегда достаточно тре­ бователен к поэтической форме. В. Г. Белинский писал: «Напрасно думают многие, что дурной язык и не­ красивые стихи ничего не значат и мо­ гут искупиться полнотой чувств, богат­ ством фантазии, глубокими идеями... Один дурной стих, одно прозаическое выражение, одно неточное слово иногда убивает достоинство целой и притом прекрасной пьесы. Пушкин поэтому и великий художник, что каждая его пьеса выдержана от начала до конца, ровна в тоне и во всех подробностях соответ­ ствует своему целому». Даже в лучшем стихотворении Игн. Рождественского «Енисейское море» нет этой, требуемой Белинским, ровности тона. Произведение начинается как ге­ роическая, мужественная ода о великом торжестве человеческой мысли, челове­ ческого труда: «Будет море великое создано нами»... Станет море хребты штурмовать постоянно. Засияют огнями его берега, И пойдут по нему корабли с океана, И отступит под натиском моря тайга. Тайга, турбины, дикие пороги, бур­ лящие воды, взрывы и вдруг — стро­ ка, снижающая общий высокий тон все­ го стихотворения: «И топограф шагает по чащам средь ёлок»! А тяжёлый обо­ рот последней строфы — «задушевною песнею дизелям вторя» — несоответст­ вие образа, данного в ней, тону всего произведения, — разрушает впечатле­ ние. Это не мелочь, как может показаться с первого взгляда! К чему приводит та­ кой неверно взятый тон, проиллюстри­ руем на одном примере. В стихотворении «Учительница» ав­ тор задался целью нарисовать обаятель­ ный портрет сельской учительницы. Но вопреки замыслу идейное содержание произведения оказалось в прямом про­ тиворечии с ведущей идеей сборника в целом. Сибирь, по свидетельству самого Игн. Рождественского, строится, изме­ няется, по-новому цветёт. Старое, тём­ ное, казалось, непреодолимое, отступа­ ет, и то, что когда-то страшило челове­ ка, выглядит теперь для него иным. Умная, красивая, светлая жизнь озарила сибирские земли. Но Игн. Рождествен­ ский почему-то вдруг забыл об этом. Увлекшись рассказом о том, как трудно жить в.далёком северном селенье мо­ лодой советской учительнице, он до пре­ дела сгущает мрачные краски и подчи­ няет этому весь строй произведения. Так, великая северная река, красоту и величие которой он сам только что вос­ пел, становится у него в этом стихотво­ рении «сумрачной»: «Плывёт шуга по сумрачной реке» . Ельник стал хмурым: «И хмурый ельник манит их назад». А метель «поёт протяжно и уныло». (Кстати, почему ельник хмурый, а ма­ нит? Трудно также поверить, что детям, выросшим в тайге, ельник кажется хму­ рым). Всё это нужно было только для того, чтобы доказать: «Да, жизнь в глу­ ши полярной нелегка!» В результате чи­ татель не восхищается учительницей, а лишь жалеет её: «Бедная, как ей тя- зкело!» А вывод какой? Разве жалость нужна человеку, который честно выпол­ няет свой долг? Конечно, нет. Автор не сумел выбрать те единственно возмож­ ные в OTOivi стихотворении выражения,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2