Сибирские огни, 1949, № 6
Одно из маленьких лирических сти хотворений о соловьях Игн. Рождест венский заканчивает строчками, выра жающими непоколебимую веру поэта в неисчерпаемые возможности советского человека: Будет день, мы не в тундру, а в северный гг .. саД Пригласим соловьев, и они прилетят. Человек-труженик занимает большое место в стихах Игн. Рождественского. Современный советский человек — до стойный сын богатырей, завоевавших и утвердивших власть трудящихся. «Тро пой богатырей» справедливо назвал по эт Южносибирскую железную дорогу — детище послевоенной пятилетки. Большой цикл стихов Игн. Рождест венский посвятил изображению простых советских людей, представителей раз личных профессий. Перед нами отваж ные изыскатели, изучающие «повадки •свирепой реки», героиня полей, выра стившая отличный урожай, ветеринар ный врач, учительница, почтальон, зве ролов, хирург. Каждый из них честно, с любовью делает своё дело, каждый счастлив служить своей великой социа листической Родине. Огромные изменения произошли в жизни народов Севера. В тундру, в чум пришло электричество («Русский свет»), вместо нарт появились машины («Же лезной нарты каюр»), ненец, рыбак и следопыт едут учиться в Ленинград («Бента Пач»). Большевистской партии, товарищам Ленину и Сталину обязаны мы всем, что есть лучшего в нас; партия ведёт нас к коммунизму, учит подчинять и побеждать природу. Раскрытию этой темы посвящены' у Игнатия Рождест венского стихотворения: «К Ленину», «Рыбаки Енисея» и др. Таково содержание, таков идейный смысл большинства стихотворений ново го сборника Игн. Рождественского. Поэт выступил в нём как пропагандист ком мунистических дел, как советский пат риот. Это большое достоинство его по этической работы. Игн. Рождественский стоит на верном пути, поэтому он, как поэт, растёт, голос его крепнет. Однако мы должны отметить, что стихи его в художественном отношении не ровны, он не всегда достаточно тре бователен к поэтической форме. В. Г. Белинский писал: «Напрасно думают многие, что дурной язык и не красивые стихи ничего не значат и мо гут искупиться полнотой чувств, богат ством фантазии, глубокими идеями... Один дурной стих, одно прозаическое выражение, одно неточное слово иногда убивает достоинство целой и притом прекрасной пьесы. Пушкин поэтому и великий художник, что каждая его пьеса выдержана от начала до конца, ровна в тоне и во всех подробностях соответ ствует своему целому». Даже в лучшем стихотворении Игн. Рождественского «Енисейское море» нет этой, требуемой Белинским, ровности тона. Произведение начинается как ге роическая, мужественная ода о великом торжестве человеческой мысли, челове ческого труда: «Будет море великое создано нами»... Станет море хребты штурмовать постоянно. Засияют огнями его берега, И пойдут по нему корабли с океана, И отступит под натиском моря тайга. Тайга, турбины, дикие пороги, бур лящие воды, взрывы и вдруг — стро ка, снижающая общий высокий тон все го стихотворения: «И топограф шагает по чащам средь ёлок»! А тяжёлый обо рот последней строфы — «задушевною песнею дизелям вторя» — несоответст вие образа, данного в ней, тону всего произведения, — разрушает впечатле ние. Это не мелочь, как может показаться с первого взгляда! К чему приводит та кой неверно взятый тон, проиллюстри руем на одном примере. В стихотворении «Учительница» ав тор задался целью нарисовать обаятель ный портрет сельской учительницы. Но вопреки замыслу идейное содержание произведения оказалось в прямом про тиворечии с ведущей идеей сборника в целом. Сибирь, по свидетельству самого Игн. Рождественского, строится, изме няется, по-новому цветёт. Старое, тём ное, казалось, непреодолимое, отступа ет, и то, что когда-то страшило челове ка, выглядит теперь для него иным. Умная, красивая, светлая жизнь озарила сибирские земли. Но Игн. Рождествен ский почему-то вдруг забыл об этом. Увлекшись рассказом о том, как трудно жить в.далёком северном селенье мо лодой советской учительнице, он до пре дела сгущает мрачные краски и подчи няет этому весь строй произведения. Так, великая северная река, красоту и величие которой он сам только что вос пел, становится у него в этом стихотво рении «сумрачной»: «Плывёт шуга по сумрачной реке» . Ельник стал хмурым: «И хмурый ельник манит их назад». А метель «поёт протяжно и уныло». (Кстати, почему ельник хмурый, а ма нит? Трудно также поверить, что детям, выросшим в тайге, ельник кажется хму рым). Всё это нужно было только для того, чтобы доказать: «Да, жизнь в глу ши полярной нелегка!» В результате чи татель не восхищается учительницей, а лишь жалеет её: «Бедная, как ей тя- зкело!» А вывод какой? Разве жалость нужна человеку, который честно выпол няет свой долг? Конечно, нет. Автор не сумел выбрать те единственно возмож ные в OTOivi стихотворении выражения,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2