Сибирские огни, 1949, № 6
бубонит и бубонит». Старая колхозни ца, у которой героиня повести Рита посе лилась на квартире, обрисована ещё «выразительнее». Когда Рита возврати лась из клуба, между ними произошёл следующий диалог, якобы характеризу ющий советских людей: «— Вы не на шей артели, вас черти вертели! — гре мя задвижками захохотала Федора Та расовна. Открыв, спросила запросто: — Что, мало? — Хватит, бабушка! — Обожди, хахаля заведёшь, ночи пропадать будешь! — Что вы, бабуся, у меня хахаля не будет. — Э, милая, зареклась попадья пить от воскресенья до поднесены?. — снова з а т р я с л а с ь в г л у х о м н у т р я н о м с м е х е Федора Тара совна» . Трудно сделать что-либо большее для того, чтобы вызвать у читателя не приязненное чувство к этой странной грубой старухе с «нутряным смехом». Невольно вспоминаешь бессмертные грибоедовские слова: «какие-то уроды с тсго света!» Воистину — «с того света», предельно далёкого от совет ской действительности. Ибо характерно, например, что эта же Федора Тарасов на, выступая в роли свахи и расхвали вая жениха, заявляет Рите: «Живёт один с матерью, свой дом, своя коро ва. Плохо ли? Будете, к а к а м п е- р а т о р ш а » . Тут уж дело не только в изуродо ванном словечке, якобы передающем колорит «народной» речи. Кто поверит В. Куликову и редколлегии альманаха «Алтай», что в Федоре Тарасовне рас крыты моральный о б л и к и п с и х о л о г и я советского человека, к о л х о з н и ц ы . Ведь это скорее ■— сва ха времён А. Н. Островского! Стара тельно наделяя персонажей подобным «языком», автор должен был бы вспом нить указание Маркса и Энгельса о том, что язык — есть п р а к т и ч е с к о е I с о з н а н и е ч е л о в е к а . Впрочем, и в авторской речи встре чаются выражения, вроде: « п л ю х н у л а с ь на неразобранную постель», «ш в ы р к а ю т носами», « з а к р у т и л а любовь», « ж е с т и к у л и р у я р у к а м и » (будто можно ещё жестикулировать ногами или ушами), «рисовал в её альбом красивые в и- д о ч к и » . Несколько раз употребляет он словечко «завучество», имея в ви ду деятельность заведующего учебной частью. А как изображает автор учащихся? Описывая первый урок, проводимый Ритой, В. Куликов представляет дело так, как будто вегь класс ненавидит Шуру Атаманова, отец которого был танкистом и погиб на фронте. Куликов живописует возмутительную сцену кол лективной травли мальаугана. После нескольких враждебных выкриков один из учеников прибегает к такому аргу менту: «Он безотцовщина! — п о з о р и т (?!) мальчугана Шура Гололо бов. ..» Какими же возмущёнными восклица ниями должны отвечать автору оскорб лённые и оклеветанные им колхозные дети, будто бы считающие п о з о р - н ы м сиротство мальчика, отец которо го п о г и б с м е р т ь ю х р а б р ы х ? И понимает ли редакция альманаха с м ы с л того, что она печатает? Ведь в этом эпизоде оскорблено святое свя тых советского человека — его патрио тические чувства, его высокое и цело мудренное уважение к светлой памяти героев, павших в боях за счастье Ро дины!.. Следует ещё добавить, что В. Кули ков в каррикатурном виде описывает и внешность колхозников. У председателя колхоза Алтынцева — «вид у г р ю м ы й и нелюдимый». Грузчик мельза- вода Мартын Сивоконь — активист ху дожественной самодеятельности, это •— человек с « я р к о о р а н ж е в ы м и волосами, лицо густо усеяно вес нушками, будто кто о б р ы з г а л его шоколадной ж и ж е й » . У председате ля сельсовета Барсукова (он же секре тарь территориальной парторганизации) — « г л а з к и м а л е н ь к и е , к а к у в о р о б ь я » . У школьника Шуры Атаманова (которого товарищи якобы дразнят «безотцовщиной»)—глаза «ж у л и к о в а т ы е , е х и д н ы е » . Бри гадир Ефрем обладает « м а л е н ь к и м и з а п л ы в ш и м и г л а з к а м и и... клинышком сизой бородёнки» и т. д. Да неужели же В. Куликов так и не увидел в алтайском колхозе ни одного привлекательного, симпатичного лица?! И почему такой вопрос не задала ему редакция альманаха? Немыслимо ранее (а в странах ка питализма — и теперь) количество книг, журналов, сборников выпускается на огромной территории нашей Родины. Ряд значительных произведений совет ской литературы впервые опубликован в так называемых «периферийных» изданиях. Только в Сибири, например, помимо журнала, издаются альманахи в Томске, Красноярске, Иркутске, Омске, Барнауле, Кемерово. Но лсно, что на страницы альманаха, как и любого из дания, долнсны допускаться только те произведения, которые правдиво, в яр ких вдохновенных образах отражают нашу действительность, показывают не измеримые преимущества социалистиче ского строя, победную борьбу нового против старого. Если этого нет, если наша действительность представлена писателем в искажённом виде, значит
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2