Сибирские огни, 1949, № 6
вопрос о роли семьи в воспитании ха рактера человека, об ответственности родителей перед обществом, перед страной и показать вред неправильного воспитания. Вопрос этот, несомненно, важен. Он уже поставлен, как знает чи татель, в пьесе С. Михалкова «Крас ный галстук». Но там показана естест венная связь семьи и школы, пионер ской организации в этом процессе. Не то ■—- у Киселёвой. Она, как нам ду мается, допустила две ошибки. Во-первых, она положила в основу рассказа (и, тем самым, выдала за т и- п и ч н ы й) очень уж с л у ч а й н ы й и я в н о е д и н и ч н ы й факт, да притом ещё неумеренно с г у с т и л а к р а с к и . Дочь бывшего батрака (ныне «видного районного работника», старого коммуниста) и бедной когда-то • крестьянки, прожившей молодость «в няньках да в кухарках», воспитана «изнеженной и капризной» белоручкой, совсем наподобие буржуазных «кисей ных барышень»: «Девочку наряжали, как куколку... её п о с т о я н н о с т а р а л и с ь о с в о б о д и т ь о т т р у - д а » . Она «даже никогда не мечтала ни о чём особенном... Мечты её были смутны и расплывчаты». Мало этого! Приходится сделать вы вод, что Лиза никогда не читала газет, не слушала радио, ибо она, например, ничего не знает о великом сталинском плане преобразования природы (хорошо известном всему миру!) и удивляется тому, что деревья зачем-то высаживают в поле! Во-вторых, р о л ь ш к о л ы и к о м с о м о л а в ф о р м и р о в а н и и л и ч н о с т и с в е д е н ы в р а с с к а з е н а-н е т. Можно ли поверить тому, будто эта капризная кисейная ба рышня, «разряженная куколка», кото рая (в противоположность всей совет ской молодёжи) «никогда не мечтала ни о чём особенном», которая не умеет «стакана вымыть»,—к о м с о м о л к а, о к о н ч и в ш а я ш к о л у с з о л о т о й м е д а л ь ю ? Автор даже и не пытается привести в какую-то систе му эти взаимоисключающие сведения о своей героине. Заслуживает одобрения замысел А. Киселёвой показать огромное воспи- тующее значение коллективного труда. Лиза попадает в колхоз и, под влияни ем самой обстановки, начинает успешно трудиться. Но это показано неубедительно. , Здесь много неправдоподобного, неха рактерного для нашей действительно сти. Почему-то ярче всего остального рисует А. Киселёва о т ч а я н и е и о д и н о ч е с т в о Лизы, сначала обру ганной за её беспомощность и всеми по кинутой. В языке рассказа встречаются пош ловатые, как бы заимствованные из не первосортной старой литературы описа ния, вроде: «Девушка была поражена красотой тонкого, изящного рисунка его лица...», или даже безграмотные, производящие неожиданно-комический эффект обороты: « . . . в ы р а ж е н и е с ч а с т ь я озарило лицо женщины... в з д ы б и л о в с ю е ё ф и г у р у(?!). Очень много ещё нужно было рабо тать с автором над полноценным вопло щением его замысла, прежде чем пред ставить вниманию читателя это произ ведение! Большая повесть В. Куликова «Мар гарита Васильевна» рассказывает о школе, причём действие её происходит тоже в колхозе. Благородна и ответственна деятель ность советских педагогов. Им доверено не только ознакомление учащихся с ос новами наук, но и формирование харак тера и сознания будущих строителей коммунизма. Наша литература ещё в долгу перед учителем! Поэтому с естест венным интересом приступаешь к чте нию повести В. Куликова, в первых же абзацах которой речь идёт о школе, о преподавательской среде. Но подробное знакомство с повестью вызывает у читателя, несмотря на от дельные хорошие эпизоды (например, колхозное собрание), глубокое разоча рование и даже чувство протеста. Прежде всего, тщетно было бы искать среди многочисленных деятелей школы, обрисованных в повести, хоть одного, о котором можно сказать: вот человек большого ума, подлинно глубо ких знаний, педагогического чутья, вос питательского таланта! Такого человека в повести нет., Странно выглядят в изображении ав тора старые педагоги, обладающие гро мадным опытом. Директор школы Ро ман Макарович, — «из шестидесяти лет тридцать пять отдавший школе», — фактически самоустранился от руковод ства и по собственному признанию «пе редал вожжи завучу» Софье Ивановне, хотя отлично сознаёт, что она — чело век явно недостойный. В результате ка чество работы в школе недопустимо снизилось, чего директор не замечает или (что ещё хуже) не хочет замечать. По свидетельству сторожихи Ефимов ны, он стремится не допускать неудо влетворительных отметок, независимо от качества ответа учащегося: «тройку вынь-подай». Старейшая в школе учительница русского языка Евдокия Яковлевна проявляет полнейшее равно душие к жизни школы в целом, к дея тельности своих товарищей, «считая, что раз она работает хорошо, раз её совесть чиста, стало быть, лучшего и желать нечего». Ещё более удивительно, что такую же «политику невмешательства» в де ла школы проводит и один из главных героев повести — учитель истории Сер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2