Сибирские огни, 1949, № 6
не покладая рук», — не запомнится, ведь это только схема. То же самое приходится сказать и об агрономе из другого стихотворения Здоровенно. И он не выхвачен автором непосредствен но из живой жизни, а воспринимает ся лишь как нечёткий переснимок с чужих литературных образов. В стихотворении «Соловушка» Здо ровенно рассказывает лишь о том, что знатная молодая колхозница зачастила по ночам в сад слушать соловья, при чём «соловушка», видно, недаром «по дружил» с этим «садочком», так как он девичью «головушку закружил, за ворожил». По авторитетному свиде тельству какой-то «Фроси-вдовушки», надюшиным соловушкой «оказался звеньевой». Не оспаривая этой инфор мации, автор заключает: Может быть... Нам знать не дадено.(?) Подождём, мои друзья, Скоро мы на свадьбе Надиной Все увидим соловья! Ничего, кроме пустой и слащавой подделки под «народную» речь, здесь нет. Очень плохо работает И. Здоровенно над словом. Об агрономе сказано: «В радости л и ц о его и с к р и т с я » . Ка кая удивительная неточность определе ния — «искрящееся лицо» I Чем надо обсыпать или натереть кожу лица, что бы'получить такой неожиданный эф фект? Законна метафора: « г л а з а искрятся от радости», но это совсем другое дело. Есть у этого автора и про сто безграмотные обороты, вроде: «В элеватор побегут воза» и т. д. Подобных ляпсусов нет у Михаила Длуговского, но он явно разделяет с И. Здоровенно пристрастие к общим фразам, к поверхностному описатель ству. Таковы оба его стихотворения «Разведка» и «Песня» (как и «Утро весны», помещённое в предыдущем но мере альманаха). Мы в битвах брали рубежи. И нет для нас преград... на таких, совершенно правильных по существу, но голо-декларативных ут верждениях, начисто лишённых с о б с т в е н н о й , к о н к р е т н о й п о э т и ч е с к о й и н т о н а ц и и , стро ит свои рифмованные сочинения Миха ил Длуговский. Он информирует чита теля о том, что «горные кряжи богат ства недр таят» и даёт список (впрочем, довольно неполный) этих богатств. Это, может быть, уместно в «справочнике геологоразведчика» (при соответствую щей, более точной классификации), н о п о э т и ч е с к и Михаил Длуговский н е с у м е л д о б ы т ь н и г р а м м а э т и х б о г а т с т в (а, следова тельно, и поделиться ими с читателем!), ибо, вопреки завету Маяковского, он не нашёл ни единого настоящего слова, а удовольствовался типичной «словесной рудой». В «Песне», вместо поэтически вы разительного изображения советского Алтая и вместо показа его замечатель ных людей, дано лишь примитивное, однообразное перечисление пейзажных и иных признаков края: «шумят над Катунью осины», кроме них ещё «шу мят реки», «гремят водопады», «гудят провода», «ветры поют», «потоком машины... по Чуйскому тракту идут», «по бархатным склонам Алтая колхоз ные бродят стада». В подобных стихо творениях п о э т и ч е с к о е р а с к р ы т и е темы подменяется лёгким, но бесплодным методом «рифмованной ин вентаризации» . М. Юдалевич выступил в альманахе с двумя стихотворениями. Стихотворе ние «Сок земли» в аллегорической форме повествует о несокрушимой стой кости того, кто неразрывно связан с Ро диной, кто обретает мощь, питаясь её могучими соками. Взволнованные и выразительные слова нашёл Юдалевич, рисуя колосок, выстоявший, выросший и созревший — «от ста смертей на во лосок» . В противоположность «Соку земли», второе стихотворение Юдалевича «Ком сомольцы» совершенно лишено поэти ческой выразительности. Всё оно напи сано такой вот примитивной, сухой «информационной» прозой: «Смех и песни в том весёлом зданье, г д е у к о м с о м о л ь ц е в з а с е д а н ь е » . Трудно даже поверить, что оно принад лежит поэту, обладающему профессио нальными навыками. Редакция, «добру и злу внимая равнодушно», поместила рядышком и хорошее и явно слабое стихотворения. Словом, в отделе поэзии не видно следов, обещанной редакцией, «кропот ливой работы» с молодыми писателями, «заботливого выращивания» их. Ясно, что стихи опубликованы без достаточно го отбора по принципу «самотёка». Исключение составляют только сти хи К. Козлова и стихотворение А. Сот- никова «Строители», в котором поэт интересно рассказывает о новой дерев не, где «поёт над площадью динамик, а на заборах — кочета», где на заре широкой улицей идут плотники (про званные «певучим словом — домостав- цы») сооружать новые и светлые зда ния. Художественная проза занимает, как и полагается, основное место в альма нахе. Однако в этом разделе ещё более неблагополучно, чем в поэтическом. Остановимся на двух наиболее круп ных произведениях этого раздела. » В большом рассказе «Своим путём» Анна Киселёва собиралась поставить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2