Сибирские огни, 1949, № 6
Войдя сверхатомною силой В тугие жилы и сердца. Это — риторическое рассуждение, причём не очень точно грамматически выраженное. «Оно — не обделило» — это не по-русски сказано. Обделить или не обделить кого-либо можно чем-ни будь («никого не обделили зерном»), но не собой. «Ни трудолюба, ни бой ца» — что за странное противопостав ление? Разве боец, солдат Советской Армии, не трудолюбив? Явная неле пость! Дело в том, что слово «трудо люб» в данном контексте н е м о ж е т заменить слов — «труженик тыла», «хлебороб», а именно это хотел, но не сумел выразить автор. А чего стоят « т у г и е с е р д ц а » ? Ведь эпитет «тугие» относится не только к «жилам», но и к «сердцам»! И как это зерно « в х о д и т в ж и- л ы» (хотя бы и некоей «сверхатом- ной силой»)? Это, конечно, просто заумь. Есть в Кулундинском цикле Фроло ва, состоящем преимущественно из ко ротких стихов, стихотворение «Хлеб- ссль» , замысел которого прост, но зна чителен. Колхозники радостно провожают по езда, где В грузных пульманах — Хлеб кулундинский, На платформах — Бурлинская соль. Кулундинцы знают: — Это к родине-матери но,тт°й С хлебом-солью идёт Кулунда! Здесь, в этом лаконичном и стреми тельном развороте темы снова ощу щается поэтически-крепкая «хватка», которая есть у Фролова. Тем досаднее, что стихотворение испорчено нескольки ми непродуманными определениями и описаниями. Ну вот; к примеру: «По степи, как по ровному д и с к у — поезда: к колесу колесо». Из-за не уместного слова (понадобившегося толь ко для рифмы к «кулундинский»), можно подумать, что поезда совершают к р у г о в ы е рейсы по степи, ибо ведь диск — это круг! Чем короче произведение, тем более отточенным должно быть в нём каждое определение. Любое слово, выбранное автором, должно обладать снайперски- точным смысловым «прицелом»! Вот тут бы и показать редакции альманаха пример «кропотливой работы» с моло дым способным поэтом, исправить ошибки, показать ему хорошее и плохое в его творчестве. Но нет! Его, зача стую сырые, неровные, невыношенные сочинения печатаются в неприкосновен ном виде, — с очевидными ошибками, устранение которых, безусловно, по шло бы на пользу и способному авто ру и читателю. 10. «Сибирские огни» № 6. Это мы говорим о тех стихах Фро лова, в которых встречаются досадные срывы при общем интересном замысле и наряду с хорошими, самобытными строфами. Но есть у Фролова заблуж дения и принципиального порядка, приводящие к тому, что вместо поэти ческих произведений порою, из-под его пера выходят рифмованные пустышки. Таково, к примеру, стихотворение «Зо лото». Казалось бы, автор поставил пе ред собой большую задачу — просла вить в поэтических образах наших за мечательных людей, нашу великую эпоху. Но, увы, в сочинении нет ниче го, кроме словесных трюков. Упомянув о мастере, у которого «золотая рука», автор сообщает, во-первых, что на этой руке «з о л о т ы е часы», во-вторых, что на полях Алтая—«з о л о т а я пше ница» , в-третьих, что в реках — «з о- л о т и с т ы е рыбы». После этого пе речисления И. Фролов, исходя из принципа «нападение есть лучшая обо рона» , предусмотрительно вступает в полемику с читателем: «критик скажет: не много ли, батенька, будет? Это что же — весь лист золотом залитой» и тут же предлагает концовку, которая должна будто бы снять все возражения: Что поделать! Такие уж время и люди: Времена золотые, народ золотой. В последнем автор совершенно прав. Но именно поэтому он обязан говорить о народе и времени с гораздо большей серьёзностью и с ббльшим уважением и не делать их поводом д л я м а л о в р а з у м и т е л ь н о г о ж о н г л и р о в а н и я э п и т е т о м « з о л о т о й » . Как всё это далеко от той конкретной ♦ изобразительности, кото рую умеет находить И. Фролов, когда вдумчиво и ответственно работает над стихом. И совершенно необходимо, что бы он ясно это понял! Отсутствием подлинной художествен ной конкретности, подменённой общи ми словами и поверхностными описа ниями, грешат значительно чаще, чем Фролов, такие поэты, как И. Здоровен но и М. Длуговской. В альманахе напечатано четыре сти хотворения И. Здоровенно. Поэт хочет рассказать нам о колхозной деревне. Но чем о б о г а щ а е т он читателя? Часто привлекает внимание поэтов и прозаиков образ старика-колхозника, не желающего «сдавать позиций», стре мящегося приносить посильную пользу Родине. Но успеха достигает только тот из литераторов, кто раскрывает каждый раз какие-то и н д и в и д у а л ь н ы е , з а п о м и н а ю щ и е с я о с о б е н н о с т и в своём герое (впол не отличимые, например, в Даниле Твардовского). А вот безымянный дед, который в стихотворении И. Здоровен но, «склоняясь над отбоем... с т у ч и т .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2