Сибирские огни, 1949, № 6

Вы встретите там замечательных пат­ риотов, увидите удивительный рост ком­ мунистического сознания у наших со­ ветских людей, и вас непременно потя­ нет написать о них настоящие художе­ ственные произведения». Я с завистью слушал рассказ тов. Хворостухина о новых стройках Сибири (с завистью к иркутянам, которые бу­ дут участвовать в этих великолепных стройках), а ’ добрый и , взволнованный призыв его привёл меня в смущенье, стало как-то неловко за моих иркутских товарищей: «Неужели их надо подтал­ кивать к тому, что само по себе удиви­ тельно интересно? Неужели они не по­ нимают, что их писательская судьба неразрывно связана с судьбами тех, кто вокруг них создаёт новую Сибирь?» Нет, нельзя сказать, чтобы они это­ го не понимали. Однако внушает тре­ вогу то, очевидно, не случайное об­ стоятельство, что ведущие писатели области, творчески созревшие на созда­ нии больших произведений, посвящён­ ных исторической тематике, потерпели явную неудачу, выступив теперь с про­ изведениями на современные темы. Так произошло с П. Маляревским, который после хорошей пьесы, верно и ярко изображающей ленские события 1 9 1 2 гсда, написал слабую пьесу «Костёр» о строительстве курорта.. Недавно опуб­ ликованная повесть Г. Маркова «Сол­ дат пехоты» о Советской Армии уже получила в центральной печати резко­ отрицательную оценку. Неудачны и по­ следние работы, в частности, повесть «Свет не погас» иркутского писателя Г. Кунгурова. Нет возможности в пределах неболь­ шой статьи разобраться в причинах этих, досадных и, вместе с тем, по­ учительных для всех нас провалов, од­ нако на примере хотя бы одного Г. Кунгурова следует несколько остано­ виться. На его счету интересная исто­ рическая книга «Путешествие в Ки­ тай» и выпущенный в Москве сборник рассказов о Монголии «Золотая степь», в которых писатель отобразил первый этап работы Монгольской республики. «Золотая степь» — книга нужная и яркая, лучшие рассказы её написаны твёрдой рукой художника, достаточно глубоко проникшего в описываемые со­ бытия. Правда, Кунгурова следует упрекнуть за то. что он перегрузил рас­ сказы восточной экзотикой, предметами восточного колорита и афористическими восточными мудростями.' Но вот мы читаем новую повесть Г. Кунгурова «Свет нё погас» и убеж­ даемся, что это фальшивое и плохое произведение. Материалом повести по­ служила подлинная история иркутянина Иванова, потерявшего зрение на фрон­ те: Иванов нашёл в себе мужество пе­ ребороть недуг и вернуться в строй полноценным, в трудовом отношении, человеком. После любимых народом книг Островского «Как закалялась сталь» и Полевого «Повесть о настоящем че­ ловеке», надо, очевидно, с большой осторожностью браться за подобного ро­ да сюжеты, памятуя, что читатель каж­ дую новую такую книгу будет сравни­ вать с дорогими ему книгами о Корча­ гине и Мересьеве. Повесть Кунгурова не выдерживает сравнения с этими ве­ ликолепными произведениями. Она хо­ лодна и надуманна. Писателя заинтересовала подлинная история живого человека, но она не была для него близкой и органичной.! Сам он ничего подобного не испытал и не смог поставить себя на место героя, как бы заново пережить его несчастье и его возрождение. Мы читаем написан­ ное стёртым сухим языком подробней­ шее изложение жизни героя и нас всё время сопровождает ощущение, что аЕтор находится не внутри героя, а ря­ дом с ним. Ни на минуту не забывает­ ся, что у нас в руках вещь — книга, тогда как бессмертное произведение Островского, погружая нас в живой мир, заставляёт забыть о книге. Моё мнение таково, что писатель вообще не должен избирать необыкно­ венные случаи для изображения силы духа советского человека, так как го­ раздо благодарнее, хотя, может быть, и сложнее показать нашего человека его обыденной будничной трудовой жизни. Правда, для этого надо знать- жизнь, самому через неё пройти. Кунгуров находится на неправиль­ ном пути, обращаясь в своём творче­ стве к случайным, неорганичным д л я него, мало изученным и не перечувст­ вованным материалам. Знакомство с его, ещё неопубликованной, первой кни­ гой нового романа «Наташа Брускова» окончательно убеждает в этом. Невоз­ можно понять, о чём и для чего напи­ сана очень толстая книга. Главной идеи, организующей произведение, уло­ вить не удаётся и, видимо, её просто нет; без конца идет какое-то эмпириче­ ское описательство. Сначала автор сталкивает читателя с детством героев,; но на ста страницах, посвящённых дет­ ству, ничего не происходит, если не считать небольшого эпизода с мальчи­ ком, который заболевает. Остальное ме­ сто занимает показ фронтовой жизни, которая представлена столь неумело и несамостоятельно, что сразу заметно: автор сам на фронте не был и пишет, черпая материал из литературы и из вторых рук. В прошлом году один московский литератор, в разговоре о Дальнем Во­ стоке сказал мне, не без зависти: «Вам, дальневосточникам и сибирякам,., хорошо работать: под боком у вас бо­ гатейший материал». Мне оставалось

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2