Сибирские огни, 1949, № 6
Вы встретите там замечательных пат риотов, увидите удивительный рост ком мунистического сознания у наших со ветских людей, и вас непременно потя нет написать о них настоящие художе ственные произведения». Я с завистью слушал рассказ тов. Хворостухина о новых стройках Сибири (с завистью к иркутянам, которые бу дут участвовать в этих великолепных стройках), а ’ добрый и , взволнованный призыв его привёл меня в смущенье, стало как-то неловко за моих иркутских товарищей: «Неужели их надо подтал кивать к тому, что само по себе удиви тельно интересно? Неужели они не по нимают, что их писательская судьба неразрывно связана с судьбами тех, кто вокруг них создаёт новую Сибирь?» Нет, нельзя сказать, чтобы они это го не понимали. Однако внушает тре вогу то, очевидно, не случайное об стоятельство, что ведущие писатели области, творчески созревшие на созда нии больших произведений, посвящён ных исторической тематике, потерпели явную неудачу, выступив теперь с про изведениями на современные темы. Так произошло с П. Маляревским, который после хорошей пьесы, верно и ярко изображающей ленские события 1 9 1 2 гсда, написал слабую пьесу «Костёр» о строительстве курорта.. Недавно опуб ликованная повесть Г. Маркова «Сол дат пехоты» о Советской Армии уже получила в центральной печати резко отрицательную оценку. Неудачны и по следние работы, в частности, повесть «Свет не погас» иркутского писателя Г. Кунгурова. Нет возможности в пределах неболь шой статьи разобраться в причинах этих, досадных и, вместе с тем, по учительных для всех нас провалов, од нако на примере хотя бы одного Г. Кунгурова следует несколько остано виться. На его счету интересная исто рическая книга «Путешествие в Ки тай» и выпущенный в Москве сборник рассказов о Монголии «Золотая степь», в которых писатель отобразил первый этап работы Монгольской республики. «Золотая степь» — книга нужная и яркая, лучшие рассказы её написаны твёрдой рукой художника, достаточно глубоко проникшего в описываемые со бытия. Правда, Кунгурова следует упрекнуть за то. что он перегрузил рас сказы восточной экзотикой, предметами восточного колорита и афористическими восточными мудростями.' Но вот мы читаем новую повесть Г. Кунгурова «Свет нё погас» и убеж даемся, что это фальшивое и плохое произведение. Материалом повести по служила подлинная история иркутянина Иванова, потерявшего зрение на фрон те: Иванов нашёл в себе мужество пе ребороть недуг и вернуться в строй полноценным, в трудовом отношении, человеком. После любимых народом книг Островского «Как закалялась сталь» и Полевого «Повесть о настоящем че ловеке», надо, очевидно, с большой осторожностью браться за подобного ро да сюжеты, памятуя, что читатель каж дую новую такую книгу будет сравни вать с дорогими ему книгами о Корча гине и Мересьеве. Повесть Кунгурова не выдерживает сравнения с этими ве ликолепными произведениями. Она хо лодна и надуманна. Писателя заинтересовала подлинная история живого человека, но она не была для него близкой и органичной.! Сам он ничего подобного не испытал и не смог поставить себя на место героя, как бы заново пережить его несчастье и его возрождение. Мы читаем написан ное стёртым сухим языком подробней шее изложение жизни героя и нас всё время сопровождает ощущение, что аЕтор находится не внутри героя, а ря дом с ним. Ни на минуту не забывает ся, что у нас в руках вещь — книга, тогда как бессмертное произведение Островского, погружая нас в живой мир, заставляёт забыть о книге. Моё мнение таково, что писатель вообще не должен избирать необыкно венные случаи для изображения силы духа советского человека, так как го раздо благодарнее, хотя, может быть, и сложнее показать нашего человека его обыденной будничной трудовой жизни. Правда, для этого надо знать- жизнь, самому через неё пройти. Кунгуров находится на неправиль ном пути, обращаясь в своём творче стве к случайным, неорганичным д л я него, мало изученным и не перечувст вованным материалам. Знакомство с его, ещё неопубликованной, первой кни гой нового романа «Наташа Брускова» окончательно убеждает в этом. Невоз можно понять, о чём и для чего напи сана очень толстая книга. Главной идеи, организующей произведение, уло вить не удаётся и, видимо, её просто нет; без конца идет какое-то эмпириче ское описательство. Сначала автор сталкивает читателя с детством героев,; но на ста страницах, посвящённых дет ству, ничего не происходит, если не считать небольшого эпизода с мальчи ком, который заболевает. Остальное ме сто занимает показ фронтовой жизни, которая представлена столь неумело и несамостоятельно, что сразу заметно: автор сам на фронте не был и пишет, черпая материал из литературы и из вторых рук. В прошлом году один московский литератор, в разговоре о Дальнем Во стоке сказал мне, не без зависти: «Вам, дальневосточникам и сибирякам,., хорошо работать: под боком у вас бо гатейший материал». Мне оставалось
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2