Сибирские огни, 1949, № 6
ского крестьянства. Георгий Марков — романист, вооружённый марксистско- ленинской теорией, даёт истинную кар тину того, что происходило в сибирской деревне. С большой художественной силой показано, как основная масса крестьян до революции билась в тисках нужды, нищала, попадала в кабалу к кулакам, разорялась скупщиками и ро стовщиками. Деревня «Волчьи норы» (коллек тивный герой книги) показана Марко вым не изолированно, а в тесной свя зи с жизнью страны. Читатель видит, как деревенских жителей захватывает русско-японская война, революция 1 9 0 5 года. Октябрьская революция, гражданская война. Поэтому всё, каза лось бы, мелкое и местное, что проис ходит в глухой сибирской деревушке, приобретает широкий обобщающий ха рактер. И нельзя не говорить о зна чительности книги, в которой беллетри стическими средствами дано отраже ние ленинско-сталинских положений о классовой борьбе и революции в де ревне. i Марков показал незаурядное дарова ние, подарив читателю ряд образов яр ких, неповторимых в своей индивиду альности. Нравственным уродам — кулакам Юткину и Штычкову противо поставлены обаятельные образы кресть ян Матвея и Захара Строговых, Анны, Горбачёва и других. Удивительно удал ся автору образ деда Фишки. Я лично не вижу в нашей литературе образа, равного этому, —■ так пленяет он на родной мудростью и непоборимым опти мизмом. Не менее удачна фигура рус ской женщины Анны Строковой. Автор здесь не побоялся труднейшей задачи создания сложного образа человека, преодолевающего свою классовую сущ ность. Мне хочется заметить, что Марков удачно решил в своей книге вопросы формы, она получилась органически с слитной с содержанием. В книге нет необыкновенных приключений, сложно го сюжета. Это летопись жизни, кото рая сама по себе драматична по собы тиям. Простоте и суровости жизни со ответствует простой, иногда суровый характер повествования. Марков следу ет лучшим образцам классической рус ской литературы, поэтому его книгу можно назвать национальной по форме. Герои его выписаны трехмерно, не схе матически. Язык прост, вместе с тем образен и живописен, особую прелесть составляет разговорный язык, с боль шим тактом несущий в себе сибирский диалект. И р к у т с к о г о п и с а т е л я Г е о р г и я М а р к о в а , н е п о б о я в ш е г о с я в з я т ь н а с е б я б о л ь ш у ю и т р у д н у ю т в о р - ' ч е с к у ю з а д а ч у , н а ш е д ш е г о в с е б е м у ж е с т в о н е п о ж а л е т ь д е с я т и л е т б е с п о к о й н о г о т р у д а н а к н и г у , , м о ж н о п о з д р а в и т ь с у с п е х о м : к н и г а е г о х о р о ш а . В дальнейшей работе над ней ему на до иметь в виду, что последние главы написаны слабее, а конец скомкан; здесь спокойная плавная летопись подменена очерковой скороговоркой. Изображён ные в книге большевики-подпольщики бледнее крестьян, один из главных ге роев книги — Матвей Строгов во вто рой половине книги в значительной ме ре живёт тем, что вложил в. него автор в первой книге. Т'. Иркутские писатели при известных творческих достижениях заметно отста ют от главных задач жизни и требова ний читателей. Это отлично показал се кретарь Иркутского обкома партии тов. А. И. Хворостухин в своём докладе на конференции. Он сделал интересный обзор изменений, происшедших в Во сточной Сибири за последние годы. Рассказав о героическом труде горня ков, строителей, лесорубов и колхозни ков области — передовиков четвертой сталинской пятилетки, секретарь обко ма нарисовал вдохновенную картину огромных работ в Восточной Сибири, предусмотренных в грандиозных пла нах дальнейшего развития советской индустрии. На этом ярком и красочном фоне об щие результаты работы писателей об ласти выглядели бледно, и руководи тель -Лбластной партийной организации сделал выводы, какие напрашивались сами собой. — Лучшие произведения иркутской литературы написаны на исторические темы (романы «Даурия» и «Строго- вы», пьеса П. Маляревского «Канув грозы»); — Сколько-нибудь значительные про изведения на современные темы ирку тянами ещё не созданы, богатая собы тиями и делами жизнь современной Во сточной Сибири не нашла полнокровно го отражения в их творчестве: — Иркутские писатели оставляют почти нетронутым лежащий вокруг них жизненный материал, они стоят в сто роне от крупнейших государственных запинаний в Восточной Сибири и мало общаются с героями пятилетки, могу щими стать прообразами их произведе ний на современные темы; — Попытки писателей-иркутян ото бразить современную действительность очень робки, неуверенны и идут по пу ти выбора «боковых», «второстепен ных», а не главнейших тем. «Поезжайте, дорогие товарищи, на золотые прииски Лены и Витима, в шахты Черемхова, — обратился с при зывом к писателям секретарь обкома.—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2