Сибирские огни, 1949, № 6
Сталин. Может быть, Иосиф Виссарио нович проехал на «Колпашевце» в дру гой рейс. Но бакенщику приятно думать, что он, хотя и не подозревая того, спас пароход от аварии и своим фонарём как бы открыл товарищу Сталину путь из ссылки по могучей си бирской реке. Потом Никита Березин партизанил. Это было во времена англо-американ ской интервенции в Сибири. А когда началось социалистическое строитель ство в Нарыме, он вступил в партию и стал работать председателем сельских Советов в самых отдалённых таёжных посёлках. В начале двадцатых годов в низовь ях Чулыма, в устье безымянной речки, было создано плотбище. Сплавщики, собравшиеся здесь с разных зимовий, разбросанных по тайге, образовали крохотный посёлок. Однажды, ранней весной, когда сплавщики всматривались в посиневший лёд на Чулыме, к ним подъехал па легких санках Никита Бе резин. Он приветливо поздоровался со сплавщиками, вместе с ними облюбовал пустующую избушку и прикрепил у входа в неё красный флаг на длин ном древке. Березин прибыл сюда в качестве уполномоченного сельского Совета. Через год посёлок вырос. В него приехало откуда-то с дальней тайги не сколько остяцких семейств. Прибыли на сплавные работы новые люди. И вот тогда был образован сельский Совет. Бе резина избрали председателем. Посёлок назвали Коммунарский яр, сокращённо — Коммунарка. Ещё через год в Ком мунарке появилась шпалорезка, дви жок. На берегу безмолвного Чулыма резко завыла механическая пила, засту чал движок. Над рекой стал рассти латься сизоватый дымок первого про мышленного предприятия в этом райо не. Сплавщики назвали заводик «Не жданный» . В конце двадцатых годов Березина назначили на работу, тоже уполномо ченным сельского Совета, на Батурин- ский яр. Там стояла единственная за имка старика Батурина. Но сам хозяин в ней уже не жил — он уехал куда-то в город. Березин встретил в тайге остя ка Прокопия Курчеева, и вместе с ним обошёл границы будущего сельсовета. Оказалось, что в сельсовет входили почти только одни речки, впадающие в Чулым: слева — Анга и .Лай, спра ва — Сайга и Суйга. Березин так и говорил тогда: речка Суйга, Батурин- ского сельсовета... Но и на Батуринском яру произош ло то же, что и на Коммунарском. Воз никли лесозаготовительный пункт и плотбище. На пустынном берегу вырос крупный лесоград — Батурино. Работал Никита Березин председате лем сельского Совета в посёлке Озёр ном, что находится в восьмистах ки лометрах от районного центра, в по сёлке Таёжном, который затерялся где- то за тысячу километров в Васюган- ских болотах, и во многих других, ко торые до его приезда не были даже нанесены на карту. Красный флажок сельского Совета Березин водружал поч ти на безлюдных лесных еланях или на голых крутоярах таёжных рек, а когда переезжал на новое место, его всегда провожали гудки новой жизни. Далеко жил Никита Березин от товарища Сталина. Но очень часто за боты председателя сельского Совета и председателя Совета Народных Комис саров сосредоточивались на одном и том же деле — возрождении Нарыма, создании в нём новой социалистической жизни. Партийные руководители За падной Сибири часто получали от то варища Сталина указания о путях со циалистического преобразования север ных районов. В 1 9 3 5 году Иосиф Виссарионович подписал специальное постановление о подъёме западно-сибир ского севера. И сколько новых сталин ских отметок появилось потом на карте Нарымского края! 6 В год, когда большевики впервые пришли в Нарым, не как политические ссыльные, а как строители, Ленин ска зал об этом крае: «Посмотрите на карту РСФСР... к северу от Томска идут необъятнейшие пространства, на которых уместились бы десятки гро мадных культурных государств. И на всех этих пространствах царит патри архальщина, полудикость и самая на стоящая дикость». С того времени прошло менее 3 0 лет. Но каких лет! Целая эпоха! Мы на зываем её сталинской. И если говорить только о Нарыме, то здесь мы не най дём ни одного уголка, где бы не бы ли сделаны за эти годы такие измене ния, от которых помолодела сама земля. В безлюдном раньше Нарыме сейчас тысяча населённых пунктов, больше ста сельских, поселковых и туземных Советов, сотни школ, десятки Домов культуры и клубов, в тайге сотни охот ничьих избушек, баз, промыслово-охот ничьих станций, рыбацких станов, ле созаготовительных посёлков. В совет ском Нарыме живёт в десять раз боль ше людей, чем жило там в царские времена. Характерным названием досоветских поселений в Нарыме было: «Юрты»— Иванкины Юрты, Айполовы Юрты, или: «Яр» — Белый Яр, Максимкин 4 Яр. Названия эти сохранились, но,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2