Сибирские огни, 1949, № 6

торы передвижных электростанций. На каждый толчок станций отзываются- звенят электропилы. В Нарымской тай­ ге работает пять электростанций, двад­ цать восемь электропил... Недавно здесь открыт новый механи­ зированный пункт «Берёзовка». По­ строена десятикилометровая тракторная дорога, механическая и кузнечная ма­ стерские, гараж. В тайге образовался ещё один рабочий посёлок. И именно в этом посёлке живут лесорубы, просла­ вившие себя на всю страну своим ста- , * хановским трудом: Кузьма Парфинен- ко, Антон Горюнов, Михаил Ильиных. Они давно уже выполнили свои пяти­ летние планы, и в нынешнем году ра­ ботают в счёт 19 5 1 года. Круглый год работают в лесу тре­ левочные тракторы. Гремя цепями и создавая в тайге неистовый шум, они вывозят заготовленные брёвна к, лес­ ным складам — к речке Кеть. Весной лес идёт сплавом к селу Нарым, к шпа­ лорезному заводу. В заводской пристани с весны и до глубокой осени, днём и ночью, кипит горячая работа. Беспрерывно гремит металлический болиндер, вытаскивая из воды доставленные сплавом брёвна. Одна за другой причаливают баржи, за­ гружаются готовой продукцией —■шпа­ лами. План 1 9 4 9 года завод перевы­ полнил к 7 ноября. Тысячи километров стальных путей уже легли на шпалы нарымского шпалорезного завода. Не отстаёт от своего соседа рыбный завод. К 7 ноября он перевыполнил го­ довой план, а к дню рождения товарища Сталина он выполнил свою пятилетку. Но ещё большего достиг­ ла рыболовецкая бригада колхоза имени И. В. Сталина — она выполнила свою пятилетку ещё 15 августа 1 9 4 9 г. Рыбаки П. Агеев, Г. Коло- товкин, Е. Агеев, Ф. Колотовкин пе- *■ рекрыли пятилетнее задание в полтора раза. Немного отстал маслозавод. Годовой план он выполнил к 7 ноября. Это по­ ка ещё маленький завод. Но в селе уже достраивается типовой масло-казеи- новый завод. Он войдёт в строй нарым- ских предприятий в Сталинские юбилей­ ные дни. Трудно с одного раза охватить жизнь всего села. Но даже с первого взгляда здесь во всём чувствуется, что Нарым живёт во вдохновенном и ра­ достном труде. — Люди силу почувствовали, — говорит старик Пушкарёв, нарымский старожил, участник первой маёвки. — Да у нас и быть не может по-другому: в сталинском селе живём! 5 В память о пребывании товарища Сталина в нарымской ссылке, рядом с домом, в котором он жил, построен му­ зей. Это ■— большое светлое здание из трёх зал. Легкая колоннада поддержи­ вает крышу над террасой — парадным входом. В центре двора, окружённая газонами и дорожками, усыпанными жёлтым песком, высится пятиметровая монументальная скульптура товарища Сталина ■— работа народного художника СССР С. А. Меркурова. Музей открыт 27 июня 1 9 4 8 года. Он находится в пятистах километрах от железной дороги. Путь к нему только на пароходе в летние месяцы. Но уже за первый год музей посетило более пяти тысяч человек. Сотни экспонатов повествуют о большом и прекрасном пути нашего великого вождя. Люди выходят из му­ зея взволнованные и обогащённые. Ещё одна из страниц истории нашей партии раскрылась перед нами. В книге посе­ тителей музея сделано много волную­ щих записей. В числе их есть такие строки: «Посмотрел музей и как будто повидался с товарищем Сталиным, по­ говорил с ним о своей жизни, о всём нашем крае. В худые времена жил у нас Иосиф Виссарионович. Вот бы показать ему, каким стал сейчас наш Нарым, что здесь сотворили советские люди под его руководством». Запись эту сделал Никита Березин. Читателю, пожалуй, мало что говорит эта фамилия и поэтому стоит, хотя бы коротко, рассказать об этом человеке. Сейчас ему свыше 70 лет. Профессия его — бакенщик. В год, когда товарищ Сталин бежал из нарымской ссылки, Березин держал свой пост на одном пе­ рекате. В ту ночь, когда пароход «Кол- пашевец» подходил к перекату, буше­ вал штормовой ветер. Березин сидел в своей земляной избушке. И вдруг порывы ветра .донесли до его слуха прерывистый замирающий гудок. Гудок каждого парохода имеет свой неповто­ римый тембр, и бакенщики легко узна­ ют по гудку, какое идёт судно. — «Колпашевец», — догадался Бе­ резин. Бакенщик выбежал на берег и сразу же заметил: бакен снесло! Минута промедления грозила аварией. На бе­ шено скачущей лодке Березин выехал на средину реки и высоко над собой поднял запасный фонарь. Пароход уже делал разворот, когда вахтенный штур­ ман заметил вспыхнувший красный сигнал и принял руль направо. «Кол­ пашевец» вплотную прошёл около лод­ ки и, взбурунив колёсами воду, скрыл­ ся в ночной темноте. Конечно, Березин не знал, да и не мог знать, что на пароходе «Колпаше­ вец» бежал тогда из ссылки товарищ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2