Сибирские огни, 1949, № 6
гвардейского мятежа, В. И. Ленин тре бовал: «Направить все силы на защиту уральско-кузнецкого района и террито рии». (Ленин, том XXX, стр. 381 ) . Уже тогда В. И. Ленин рассматри вал Урал и Кузбасс как единый хозяй ственный комплекс. В плане электрификации России (план ГОЭЛРО), разработанном по ука занию В. И. Ленина, вновь было под чёркнуто народно-хозяйственное значе ние Кузбасса. В этом плане было ска зано, что «счастливое сочетание угля и железа, почти в непосредственной бли зости друг от друга, даёт полное осно вание охарактеризовать Кузнецкий бас сейн, как район каменноугольной, же лезной промышленности с широкими перспективами дальнейшего развития». (План ГОЭЛРО РСФСР. Электрифика ция Западной Сибири, стр. 11). Товарищ Сталин восторженно ото звался о плане ГОЭЛРО. Он писал в марте 1921 года В. И. Ленину: «Мастерский набросок действитель но единого и действительно государст венного плана без кавычек». Ленин и Сталин уже тогда предви дели всё народно-хозяйственное значе ние индустриального развития Кузбасса для нашей страны. В первые годы после гражданской войны партия и советское правительство были заняты восстановлением старых промышленных районов страны, восста новлением южной угольно-металлурги ческой базы. Когда в нашей стране завершилось восстановление народного хозяйства, была разрешена в основном одна из труднейших задач индустриализации — «задача накопления средств для строи тельства тяжёлой промышленности». В этот период товарищ Сталин вы двинул историческую задачу превраще ния нашей страны из аграрной в инду стриальную. Товарищ Сталин гениально развил ленинскую идею об индустриализации нашей страны,— об индустриализации, как о непреложном условии победонос ного строительства социализма в нашей стране,— и явился вдохновителем и могучим организатором осуществления этой идеи. Советская страна устремилась «на всех парах по пути индустриализации — к социализму, оставляя позади... ве ковую «расейскую» отсталость». 1 9 2 9 год — год великого перелома — в Кузбассе был ознаменован заклад кой крупнейшего завода вблизи старого Кузнецка и шахты «Коксовая» в Про копьевске. Кузбасс круто пошёл в гору. С трибуны XVI съезда партии товарищ Сталин поставил перед партией и народом величественную задачу пра вильного размещения промышленности по СССР, задачу создания дополни тельно к украинской —• второй угольно металлургической базы на востоке страны. «Этой базой,— указывал товарищ Сталин,— должен быть Урало-Кузнец кий комбинат, соединение кузнецкого коксующегося угля с уральской рудой». Партийная организация и все трудящие ся Кузбасса, как и вся страна, с эн-* тузиазмом встретили указание великого вождя. Железнодорожники и шахтёры Куз басса прислали в подарок XVI съезду партии эшелон угля. В подготовке это го эшелона в порядке коммунистическо го субботника соревновались железно дорожники станций Белово и Усяты и шахтёры молодого Прокопьевского руд ника. Одни готовили уголь, другие — паровозы, третьи — состав вагонов. Делегаты, доставившие эшелон угля в Москву, заверили XVI съезд партии и товарища Сталина, что трудящиеся Кузбасса «с напряжением всех своих сил ударническим порядком, социали стическим соревнованием выполнят с честью возложенные на них задачи». Кузбасс вступил в период небывало го по своим масштабам строительства — вся страна включилась в борьбу за осуществление сталинского плана созда ния угольно-металлургической базы на Востоке. «Это грандиозное задание партии и рабочего класса,— говорил тогда В. В. Куйбышев,— должно быть выполнено в очень короткие сроки. В любой другой стране такой замысел мог бы быть осу ществлён в десятки, а может быть, и сотни лет. История нам не дала таких долгих сроков, да и характер у нас, большевиков, не такой: мы не можем долго ждать и топтаться на месте. Мы хотим эту проблему решить в несколь ко лет» . За первую сталинскую пятилетку в капитальное строительство угольной, ме таллургической, коксовой, химической промышленности Кузбасса было вложе но около миллиарда рублей. Весь Кузбасс превратился в гигант скую строительную площадку. Сюда двигались десятки тысяч людей со всех концов Советского Союза. Нескончае мой вереницей тянулись поезда, гру женные стальными конструкциями, все возможными машинами, цементом, ог неупорным кирпичом, лесом. Сибирская краевая партийная орга низация послала на стройки Кузбасса тысячи коммунистов. Сибирский комсо мол создал для Кузбасса «комсомоль ский ударно-резервный батальон» в 4 5 0 0 человек. Многие комсомольские ячейки, после обсуждения вопроса об Урало-Кузбасее, выносили решения об отъезде в Кузбасс всех своих членов. Коммунисты и комсомольцы шли в авангарде борьбы за создание индуст
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2