Сибирские огни, 1949, № 6

трав, и плыть было необыкновенно хо­ рошо. Но, когда перед нами вырос низкий остров и мы услышали всхлипывания бурунчиков на камнях у берега, приш­ лось от берега уйти в другое русло за остров. Там нас подхватило быстрое и сильное течение, рядом с нами, как привидения, понеслись чуть различимые деревья, на перекате звенела вода и тянуло холодом. Река казалась очень’ широкой, неизвестно куда нас уноси­ ло... И вдруг мы увидели, висящий высо­ ко над нами, огонёк. Ясный мерцаю­ щий огонёк электрической лампочки. Это была Береть. Нас пустили ночевать в том самом доме, на электрический огонёк которого мы, как на огонь маяка, сначала при­ плыли по реке, потом шли в гору по грязной, невидимой дороге. Хозяина звали Бугров, Павел Дмитриевич. Уз­ нав, что у нас в лодке осталось кое- что из вещей, он взял фонарь и. вместе с Андреем Константиновичем спустился к лодке. Они вернулись, разговаривая: — Насчёт лодки я вам верно гово­ рю: этот шитик у вас могут отобрать, это — сплавщицкий шитик. — Так, — сказал мой спутник, — а ведь хороший такой человек менял, приплату взял пустяковую: мы свою лодку разбили на пороге и пришлось переменить. — А какая у вас была? Долблёнка? — Нет, тоже шитик, немного по­ больше этой. — Ну, так и тот был у вас сплав­ щицкий. Они кое-где по людям оста­ ются. Как сплав закончится, пойдут ра­ бочие и где увидят, заберут. Вопрос с лодкой таким образом ре­ шался без хлопот: продавать её не при­ дётся, лишь бы добраться до Большого Индея, откуда должна быть тропа че­ рез заповедник. Большой и Малый Ипдеи — две речки — впадают с правой стороны в Ману в шестидесяти километрах от её устья. От устья до Красноярска ещё двадцать пять километров по Енисею. Тропой же иеоез заповедник надо итти сорок с лишним. — Неужели же вы пойдёте через за­ поведник? — воскликнула хозяйка, — да уж тогда вам отсюда итти до Ма- ганского тридцать километров и — на пригородном поезде, — вот вам и Красноярск! Бывает же так, что вдруг какие-то слова со стороны покажутся вам реше­ нием, неожиданным и правильным. И правда, зачем нам итти сорок километ­ ров, когда можно пройти тридцать? В такую минуту никогда не вспомнится, что ведь хозяйке-то, матери троих де­ тей, выезжавшей из дому только по не­ обходимому делу, не видны эти сорок километров и их великое преимущество в наших глазах перед её тридцатью. Если она наше путешествие в лодке и признаёт нашим делом, то уж итти лишние десять километров, да ещё сут­ ки плыть до них, — по её мнению, — просто блажь! — А где сейчас подвигается конец сплава? — спросили мы. — Третьего дня «Хвостовая» про­ шла мимо нас, вы её встретите около Дьячухи. До пикета «Дьячуха» от Берети бы­ ло километров двенадцать. Значит там и придётся расстаться с лодкой. Уви­ дим сплавщиков и сдадим им её! Уди­ вительно, но всё это принималось на­ ми, как ещё лишний довод в пользу окончания путешествия. Хозяйка уже объясняла как нам итти: в гору по ло­ щине, не отворачивая на ягодные тро­ пы. Сказала даже расписание поездов. «Всё равно, — решили мы, — до Ин- деев осталось тридцать километров, не­ много раньше, немного позже — какой разговор!». Рано утром мы оставили лодку в Бе­ рети и, расспросив о дороге, вышли с тяжёлыми рюкзаками на Маганское. Об­ лака, закрывавшие вчера почти всё не­ бо, улеглись куда-то за сопки, небо было чистое, холодноватое. Зелёные берега Мамы были так же высоки и ле­ систы, как и на всех трехстах километ­ рах от Выезжего Лога до Берети. Мы бодро прошли по длинной улице села, дома амфитеатром поднимались в гору. Оставалось взглянуть последний раз на Ману и повернуть направо по глубоко­ му логу. Мы стояли и смотрели на поворот широкой светлой реки, длинные тени двух человек с огромными рюкзаками на плечах ложились на песчаную от­ мель. — Пошли? — вздохнули мы с уны­ лым выражением лиц и продолжали стоять. — Пошли! — это уже утвердительно. И тут мы вдруг поняли, что нам на­ до делать, и сказали в один голос: — Пошли за лодкой! Какое же ощущение счастья охвати­ ло меня, когда мы, бросив в лодку оба рюкзака, оттолкнулись от берега и от возможности через тридцать километ­ ров сесть на пригородный поезд в Ма- ганском! Оказалось, что повернуть раньше и изменить намеченный путь на более лёгкий — нельзя без потери для себя самого главного: мы могли убе­ дить себя, что для знакомства с жизнью па Мане небольшой отрезок пу­ ти не имеет никакого значения, но ведь это был прекрасный, завершающий отрезок! Трудный и великолепный. И мы чуть не оборвали его в каком- то непонятном уже нам сейчас затме­ нии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2