Сибирские огни, 1949, № 5
открыто, а показать, как это произошло! Почему же в очерке «На таёжной гари» он пользуется таким литературным приёмом, который ограничивает его воз можности очеркиста-художника? К сожалению, в рецензируемой книж ке по такому упрощённому принципу: «приехал, спросил, услышал» написаны и очерки «Огни на болотах» и «Город в лесу». В них тоже нет единого раз ворота событий, в которые были бы включены все герои, нет детального описания поступков, мыслей и чувств людей, а есть лишь цепочка из малень ких беглых зарисовок и длинных раз говоров: раскрытие характеров героев в действии подменено называнием их ка честв. Эти очерки Н. Устиновича интересны по сообщаемым в них фактам, написа ны литературно грамотно, чистым, куль турным языком квалифицированного пи сателя. Но они ниже того, что может сделать Н. Устинович. В этом он убедил нас сам и не только очерком о геологе Медведкове, но и вторым по порядку в сборнике очерком «Рождение посёлка». В «Рождении посёлка» нет факто графической точности описания того, что произошло с автором, вообще нет присутствия автора, наоборот, в нём много художественного вымысла, зато перед читателем нарисована яркая кар тина строительства в тайге. Читатель запомнит не только муже ственного мастера Юдина, но и бригади ра Филимона Эпова и старого лесоруба- звеньевого Галима Сулгатуллина, не представляющего себе, как можно тру диться без социалистического соревно вания, и сторожа старика, стремящего ся принести бригаде как можно больше пользы, и многих других, и не только каждого из них поодиночке, но именно всех вместе, в коллективе, в общей борьбе за скорейшее завершение строи тельства. Достаточно прочесть кусок, в кото ром показано, как развёртывается со циалистическое соревнование в бригаде, или сцену, в которой проявляется отно шение лесорубов к своему товарищу сторожу, невольно провинившемуся пе ред коллективом, чтобы уверенно ска зать: да, перед нами сплочённый кол лектив дружных советских людей. Пи сатель сумел показать нам их живыми, в действии, сумел добиться того жиз ненного правдоподобия, которое и яв ляется признаком настоящего художест венного произведения. В докладе «За высокое качество ху дожественной литературы и принципи альную критику» А. Фадеев, говоря о заслугах в области развития эстетиче ских взглядов русских революционных демократов и, в частности, В. Г. Белин ского, высказал, менаду прочим, мысль о том, что Белинский никогда не под ходил к оценке художественных произ ведений с абстрактным мерилом. То, что можно предъявлять одному писате лю, нельзя предъявлять другому, надо исходить из масштабов дарования писа теля, его опыта и места, занимаемого им в литературе. Так вот, в данном случае нам ка жется, что дарование, опыт и место, за нимаемое Н. Устиновичем в нашей ли тературе, дают все основания предъяв лять к нему самые высокие требования. Его книга могла бы стать ещё луч ше, если бы писатель не злоупотреблял приёмом, который заведомо ограничива ет его возможности. В заключение несколько слов о внешнем оформлении книжки. Издана она непростительно небрежно. Плохая бумага, бесцветные тоненькие корочки, невыразительно отпечатанные тусклые фотографии. И в дополнение ко всему — в оглавлении перепутаны все цифры страниц, кроме одной. Жёстко и требовательно говорим мы с писателями о качестве их продукции. Почему же до сих пор так мало думают о качестве своей продукции работники некоторых издательств? Ю. САЛЬНИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2