Сибирские огни, 1949, № 5
ником, природным таёжником Пичуги- ным, дальше по маршруту, по нехожен- ным лесным трущобам. Шаг за шагом последовательно и подробно описывает Н. Устинович про движение геолога и проводника по тайге. Простым, ясным языком, лаконично и скупо, но ярко и образно рассказывает писатель о преодолении разведчиками трудностей, которые стоят перед ними. Н. Устинович пользуется очень просты ми средствами, но достигает большой выразительности и при создании коло ритных картин природы, и при раскры тии душевного мира героев. Вот раз ведчики, напав на нужный им Еловый ключ, начинают искать в песке следы железной руды. Между Медведковым и проводником Пичугиным происходит ко роткий диалог. Старый таёжный охот ник, который по наивности ищет в пе ске железо в его чистом виде, непод дельно радуется, когда узнаёт, что кра сноватые камешки-гематиты и есть «по- русски железный камень». Читатель хорошо видит Пичугина. Образ его возникает из всего предыду щего описания, мы знаем, как вёл се бя этот человек с самого начала похо да, нам показано пробуждение интереса в старом охотнике к делу геолога. И, когда в конце очерка, уже после того, как открытие совершилось, и обессилев шие от недостатка питания разведчики возвращаются домой, проводник Пичу- гин отказывается от предложения Мед ведкова бросить рюкзак с образцами руды, мы верим писателю, что его герой вырос за время похода. «Старый охотник с удивлением по смотрел на геолога и ничего не отве тил. Затем он молча поднялся и, сер дито закинув за плечи рюкзак, зашагал вперёд. Виктор Иванович понял, что кровно обидел Пичугина и, догнав его, виновато сказал: — Ты не сердись... Я ведь вижу— тебе тяжело... — Обоим нелегко,— буркнул про водник,— а нести надо...» Приобщенный к научному открытию, таёжный охотник вначале воспринимал своё участие в походе геолога Медведко ва как обычное сопровождение город ского человека по тайге, но в конце концов он стал активным соучастником общегосударственного дела. Писатель нигде не говорит нам об этом прямо, но это со всей очевидностью • явствует из художественной ткани очерка. Можно допустить, что в реальной обстановке описываемые Н. Устинови- чем события протекали не во всйи так, как они изображены в очерке. Возмож но даже, что, прочтя очерк, геолог Мед- ведков или охотник Пичугин нашли в нём некоторые отступления в деталях от фактически происшедших с ними со бытий, может быть, ни Медведков, ни Пичугин не произносили тех или иных, фраз, какие вложил в их уста писатель, может быть, в этом смысле писателем использовано законное право на худо жественный домысел. Не это сейчас нас смущает. Это не главное, не решающее. Решающим в данном случае является то, что дела, мысли и чувства развед чиков переданы верно, борьба их за выполнение задания показана правдиво, и яркая жизненная картина, которая возникает перед читателем, воспроизво дит характеры настоящих советских лю дей в их поступках, в действии, в ак тивном отношении к жизни. Таким образом, в очерке «Сокрови ще Приангарья» Н. Устинович не про сто сообщает нам интересный факт о том, что в Приангарьи открыто новое железорудное месторождение, по пока зывает, как это случилось. Но вот перед нами другой очерк, за вершающий книжку. Он называется «На таёжной гари». Писатель приезжает на опытную па секу, заброшенную в Причулымской тайге в ста двадцати километрах от же лезной дороги. Вслед за небольшим экскурсом в прошлое, цель которого по знакомить читателя с историей создания пасеки, — рассказывается о текущей деятельности работников пасеки, точнее — о научной работе одного из них — заведующего Василия Фёдоровича Ша- лагина. Василий Фёдорович Шалагин — опыт нейший пчеловод нашей страны, на граждённый орденом Ленина. После окончания сельскохозяйственной акаде мии, он проводит большую научную ра боту по изучению медоносности цветов кипрея. Сам по себе факт существова ния где-то далеко в таёжной глуши большой опытной пасеки, на которой ведутся научно-исследовательские рабо ты, уже интересен. И мы с увлечением вчитываемся в очерк, стремясь вслед за писателем узнать о пасеке как мож но больше. Однако, к сожалению, нам это удаётся не в полной мере. Писатель очень добросовестно сооб щает обо всём, что узнал сам. Стремясь к наиболее точному воспроизведению того, что он видел и слышал на пасеке, он передаёт и свой разговор с Шалаги- ным, и разговоры с рабочим Нилом Шкутником, описывает, как происхо дил осмотр красивой, расстилающейся, насколько хватает глаз, малиновой от кипрейных цветов равнины — таёжной гари, знакомит с биографией героя. Но странное дело! При всём этом у нас не возникает ощущения полноты ох вата писателем жизни. В ущерб полно те показа действительности писатель сузил рамки очерка выбором упрощён ного литературного приёма. Приём этот заключается в том, что писатель огра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2