Сибирские огни, 1949, № 5

смертям наперекор» мужественно шли в неизведанную Сибирь, несли сюда дерзость своих душ; об «именах ушедших, но живых», среди которых на первом плане имя великого Ленина. Всё это яркие стихи о «родном гнез­ довье», о городе-орле, отдающем своим сыновьям «и дерзость полёта, и зор­ кость, и смелость». Поэта привлекает гордый и непокор­ ный бунтарский нрав первых краснояр­ цев, протестующий голос которых гром­ ко • звучал ещё на заре красноярской истории. Рассказывая о их расправе с хапуном-воеводой, поэт пишет: Не эти ли искры во мраке суровом Увидеть потом довелось Пугачёву? Временами Лисовский умеет найти своё особое решение темы, выбрать вы­ разительную деталь, на которой он строит свою вещь, что видно, к при­ меру, в стихотворениях «Заветное сло­ во», «Бессмертие», «Сердце». «Заветное слово» — яркая и волную- * щая легенда о безызвестном смельчаке, что в мрачные годы царизма «на вер­ шине угрюмой скалы, куда поднимаются только орлы», написал это гордое и за­ ветное слово — «свобода». И с тех пор на тысячелетних красноярских «Стол­ бах», как именуются эти орлиные ска­ ны, пылает то гордое заветное слово, и с тех пор — Как славу нашего народа. Скалы замшелый сиенит Семь букв отчетливых: «свобода» На остром выступе хранит! Такой же взволнованной легендой звучит и стихотворение «Бессмертие», художественно раскрывающее мысль о преемственности героических традиций, о бессмертии дела, за которое борются советские люди. Красноярская комсо­ молка, расстреливаемая колчаковцами, видит перед смертью далёкое русское село, другую девушку, Зою, тоже иду­ щую на подвиг: Только лиш ь не дождь над головою. Только снег лежит угрюмо тут. Только лиш ь не Зиною, а Зоей Партизанку смелую зовут. ...И встречая первый луч рассвета. Вырвав сердце из своей груди. Ты передаёшь, к ак эстафету. Девушке, идущей впереди. Художественно и стихотворение «Сердце», представляющее серьёзную попытку поэта приблизиться к главным темам современности. Взволнованные стихи о рождении чудесных краснояр­ ских паровозов, в топке которых бьётся не пламя, а «сердце неостывшее Сер­ го», полны оправданной уверенности, что скоро пойдут они в разведку «по но­ вым рельсам пятой пятилетки за сотни верст на Ангару, в тайгу». Однако в стихах о родном городе нет ещё самого главного — образа со­ ветского Красноярска, города сибирской славы, где, как и всюду, идёт кипучая, полная творческого горения жизнь. Уде­ лив главное внимание прошлому, далё­ кой истории, К. Лисовский не сумел за­ вершить этот цикл сильными и яркийи стихами о сегодняшнем Красноярске. Литература — один из важнейших фронтов величайшего идеологического наступления, что ведёт сейчас больше­ вистская партия, и чтобы действовать в боевом строю этого наступления, поэту надо быть во всеоружии. Важнейшим условием этого является идейная вооружённость поэта, идейная зрелость, чего Лисовский недооценива­ ет, иначе трудно объяснить и явную бедность идейного содержания его твор­ чества, и идейно-художественное несо­ вершенство многих его произведений, и его частичное отступление от целей и задач нашей поэзии, что выразилось, например, в опубликовании в своё вре­ мя лирического цикла стихов «Мыс прощания», раскритикованного нашей печатью как никчёмная оглядка на свергнутые жизнью образцы и каноны враждебной декадентской поэзии. Для поэта, если он хочет быть в бо­ евом строю нашей жизни и активно дей­ ствовать на переднем крае борьбы за коммунизм, важно обращение к глав­ ным общественным темам, ибо поэзия— своего рода ценнейший металл, добытый искусным словом поэта из богатейшей руды самой жизни. Но Лисовского как раз и характеризует боязнь таких тем, тогда как подлинный голос и всю силу своего дарования поэт может выявить лишь вокруг этих важных и ведущих тем, в обращении к которым со всей силой звучит неувядаемая жизненность славных традиций Маяковского. Сейчас вся советская литература, в том числе и поэзия, всё шире обращаются к темам социалистического труда, как главной основе созидания новой жизни, к темам партии, её организующей и вдохновляю­ щей роли, к изображению зримых черт коммунизма, к образам простых совет­ ских людей, подлинных героев нашего времени. Всё это ещё не в кругу творческого внимания Лисовского, и это обедняет содержание его поэзии. В стихах его нет поэтому того живого голоса, который так сильно звучит в лучших произведе­ ниях советских поэтов, оттого у него и слишком мало стихов, накалённых жа­ ром сегодняшнего дня- К. Лисовский может убедительно и ярко показать отдельные частности, от­ дельные стороны жизни, но, при его идейном и художественном уровне, он бессилен глубоко и обобщенно показать нашу действительность, в частности, то, что происходит сейчас в Сибири. «Поэзия — та же добыча радия», — прекрасно сказал в своё время Маяков­ ский, —1 когда «единого слова ради»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2