Сибирские огни, 1949, № 5
материков». Поэт правильно утверж дает в этих стихах преемственность подвигов Елисея Бузы, Семейко Деж нева и других землепроходцев нашими современниками: И широт покорённых пустыни, Побережий арктических льды. Говорят, .сохранили доныне Легендарные ваши сдеды. Тему о мужественных людях Сиби ри, о знаменитых следопытах й земле проходцах, покорявших необъятные полярные просторы, Лисовский разви вает и в поэме «Русский человек Бе гичев». В центре поэмы — образ Никифора Бегичева, прославленного русского разведчика севера. Перед нами — мужественный поляр ный исследователь, «легендой ставший русский человек», одним из первых проторивший дороги «на Хатангу, на Нордвик и Норильск», пробившийся к новым месторождениям нефти. Это че ловек железной воли и неутомимой энергии, с твёрдым и настойчивым ха рактером. Его подвиги во имя Родины и свое го народа определяют главное в его де ятельности. Но этому посвящена самая малая и, можно сказать, самая неубе дительная часть поэмы. Лисовскому не удалось воссоздать полнокровного об раза советского полярного исследовате ля, образ его во многом получился смутным и неясным, лишённым многих черт, свойственных советскому чело веку. В поэме немало хороших стихов, от дельных удач. Однако вся поэма край не перегружена второстепенными дета лями, скрадывающими ясность главной мысли. Часто повторяющиеся описания севера, пурги, метели, эпизод с розы сками норвежцев, раздувшийся до раз меров главной сцены, скрупулёзное выписывание многих второстепенных штрихов в личности Бегичева — всё это, нарушая стройность композиции, за темняет главную мысль поэмы, её глав ное содержание. В поэме «Пять лучей звезды» поэт обращается к событиям Октябрьских дней. Само по себе такое обращение закономерно и естественно: пламенные дни великой революции долго ещё бу дут привлекать внимание наших писате лей и служить источником их вдохно вения. Однако, ни поэтическая плав ность стиха, ни удачи многих обра зов не делают поэму значительным произведением, ибо Лисовскому не уда лось раскрыть подлинную правду о русских людях, принесших на север вместе с социалистической революцией и свет новой жизни, идею дружбы на ших народов. Это главное Лисовский в своей поэ ме раскрывает слабо, что и лишает поэ му художественной убедительности, идейной силы. Советская поэзия имеет немало про изведений, глубоко и правдиво воссоз дающих образы величайших вождей ре волюции. Обращение Лисовского к этой благо роднейшей теме советской литературы весьма похвально и является бесспор ной заслугой поэта. Многие стихи Лисовского о Сталине, о местах сибирской ссылки вождя — поэтичны, их отличает лиричность, му зыкальность, естественность чувств, выражаемых поэтом. Но и этим стихам недостаёт глубины мысли. В цикле стихов, или в поэме, как его называет автор, «Курейка, станок рыбацкий» у него не нашлось, к со жалению, ярких и убедительных слов, чтобы передать силу сталинской веры в неизбежное торжество революции. «Приходят большие думы и дали ясны вокруг», «и сердце, как в двадцать лет, ни вьюги, ни лютый холод его не остудят, нет», «никакие бури не в си лах плечи согнуть». Слова эти, отно сящиеся в поэме к Сталину, бессильны выразить могучий образ вождя. Поэт чаще всего и ограничивается лишь вы ражением своих чувств, вызванных в нём посещением исторических мест, где отбывал ссылку товарищ Сталин. Много хороших и ярких строк в сти хотворении «Ленин в Красноярске», показывающем, как тесно были связа ны с самой жизнью первые страницы ленинских трудов, звучавшие, «как приговор неумолимый» всему старому строю, веру Ленина в торжество грядущ щей революции. Тогда уже великий учитель видел наш чудесный «весен ний день, пронизанный лучами», и в гениальных страницах его трудов уже чувствовались «силы, дремлющие до поры» и «ненависть сухая, словно по рох, и волны революции, 'и костры у Смольного, и первый залп «Авроры». Эти отдельные творческие удачи по эта показывают, что Лисовский тянется к важным и ответственным темам, стремится сказать подлинно яркое и весомое слово о величайших вождях ре волюции. Несколько обособленное место зани мает в книге цикл стихов «Город моей юности», посвящённый Красноярску. Это стихи о городе, научившем по эта «видеть и слышать», наделившем его «словом и мужеством», вручившем ему «счастливую долю». Здесь «каж дого здания камень как будто поло жен» поэта руками, здесь «первые, чистые сердца истоки», здесь «первые вьюги, что мир не закрыли, и чувство впервые распахнутых крыльев». В ряде вдумчивых стихотворений этого цикла убедительно звучит поэти ческий рассказ об историческом прош лом города, об основателях, что «всем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2