Сибирские огни, 1949, № 5

о том, что есть, что будет, ни слова о советской Эвенкии, богатой чудесными людьми, героическим их трудом, новой культурой, борьбой за коммунизм, что и составляет подлинное величие совет­ ской Эвенкии. Вот ещё весьма типичное для Ли­ совского стихотворение «Край света», звучащее как бы поэтической увертю­ рой к его северным циклам. Отдельные стихи в нём лаконичны и выразительны, их отличает естествен­ ность плавной поэтической речи, есть яркий образ природы севера: Он весь похож немножко На снега глыбу, Он весь пропах морошкой. Песцом д а рыбой. В целом же стихотворение стра­ дает художественной незавершённо­ стью, тусклостью средств изображения, бедностью мысли. Такие образы, как «даль седая», «заря зелёная», «сплошная равнина» и т. п., не бле­ щут ни новизной, ни подлинной по­ этичностью, лишь напоминая нам давно известные представления о севере. Эти стихи могли быть написаны и сто и двести лет назад: в них нет и духа нашего времени. Заключительная строфа, несущая главную мысль, характерна бедностью идейного содержания: Здесь до сердечной дрожи Порывист ветер, Здесь теплота дороже Всего на свете. И это написано в дни, когда каж­ дая весть о победе на фронте была тем самым дорогим теплом, что жарче любого огня согревало наши сердца! Судя по этому стихотворению, пред­ ставления поэта о ценностях жизни подчас весьма примитивны. Честь, долг, дело победы, любовь к Родине, самоотверженный героический труд *— вот что всего дороже советскому чело­ веку. Предпочитать всему этому тепло­ ту простого очага — по меньшей мере странно и неестественно. Увлекаясь экзотикой севера, Лисов­ ский подчас и героев своих заражает беспочвенной романтикой, невольно убаюкивающей их и мешающей им ви­ деть подлинную жизнь, которая много проще и краше. Следы такой романти­ ки нетрудно обнаружить в стихотворе­ ниях Лисовского: «Цветы», словно са­ ми собой, без человеческих усилий, расцветающие в тундре, «Возвраще­ ние», воссоздающее облик безвестного воина, которому «в толк не взять», почему «все деревья, цветы и травы низко кланяются ему». В стихотворе­ нии «Увачан едет на фронт» образ эвенка обрисован в сказочно-романтиче­ ском плане и выглядит очень далёким от жизни. Или вот ещё одно стихотворение по­ эта, многообещающе названное «Мой север». Вновь поэт летит «от чума к чуму с ветром резким наперегонки», и се­ вер встречает его «в строгом и тор­ жественном убранстве». Кругом — «белая безмолвная равнина», «хвой­ ный лес», обычный пейзаж сурового края. «Сколько километров до Берлина?»’ — спрашивает встречный эвенк-провод­ ник. Радуясь вопросу старика, поэт от­ вечает, что «до Берлина столько оста­ валось, сколько нам — до ближнего станка». Ответное душевное движение поэта почему-то связано не с вопросом стари- ка-патриота, а с окружающим пейза­ жем. «Я в душе надолго сберегу», — говорит взволнованно поэт, — «бег оле­ ний, легкий скрип полозьев на снегу» да «северные милые созвездья», Чтобы там, где не поют метели. Там, в моей родимой стороне. Надо мной они всегда горели И всегда сопутствовали мне. Заключительные строфы стихотво­ рения, звучащие, между прочим, чу­ жим голосом, очень обедняют его идей­ ное содержание. Таков север Лисовского, север чу­ десной и богатой природы, среди кото­ рой, однако, ему не удалось правдиво и глубоко изобразить новых советских людей, их патриотический труд, их борьбу за коммунизм. Правда, в северных циклах есть от­ дельные стихотворения, в которых ярче и убедительнее звучит голос поэта, его любовь к северу и его людям. Эти сти­ хотворения свидетельствуют о возмож­ ностях одарённого поэта. Патриотически-взволнованным чувст­ вом. отмечено стихотворение «Северная весна», посвящённое героическим со­ ветским воинам, что ценою жизни от­ стояли весну человечества: В этом высшая честь и награда. Что в смертельный решающий час У пылающих стен Сталинграда Ты весну человечества спас. Можно выделить и стихотворения «Твоё дыхание», «Чарду», «Братст­ во». Преодолевая романтическую со­ зерцательность, поэт находит здесь сло­ ва, чтобы более точно и художественно выразить свою мысль. Однако и в этих стихотворениях не чувствуется идейной глубины в разработке темы, и их по­ рой отмечает печать художественной незавершённости. Несколько ярче и значительнее зву­ чат стихи поэта, посвящённые мужест­ венным землепроходцам, что во имя Родины, «дерзким мужеством душу на­ полнив, забывая уют и покой», шли в бескрайние просторы севера и «впер­ вые ступали на земли неизведанных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2