Сибирские огни, 1949, № 5
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Стихи и поэмы Казимира Лисовского 1 Советский поэт — солдат в боевом строю нашей жизни, в которой — неис сякаемый источник его вдохновения. Верность жизни, интересам социалисти ческой Родины, большевистская страст ность и поэтическая яркость составля ют самую душу поэзии, лучшие её до стоинства и определяют в ней самое ценное, главное и прекрасное. Народ ждёт от наших поэтов произ ведений, ярко и правдиво раскрываю щих всё богатство нашей жизни, наше го вдохновенного труда, чувств и мыс лей советского человека, произведений, проникнутых политическим темперамен том, светлым и жизнеутверждающим оптимизмом. Отвечает ли этим задачам книга «Стихов и поэм» Казимира Ли совского, недавно выпущенная Ново- сибгизом? Книга эта, поскольку в ней собрано основное и главное из написанного по этом, позволяет судить о его творче ской работе, определить характер и со- дерзкание его поэзии. Судя по содержанию книги Лисов ского, север является главным источни ком его вдохновения. Большую часть сборника составляют циклы стихов и поэмы о севере. Лисовского привлека ет суровый облик далёкого края, его неповторимые звуки и краски, неотра зимое очарование северной природы. В стихах поэта возникают образы тайги, раскинувшейся «рыжею медвежьей шкурой», и полярной звезды, что го рит над снегами «осколком зелёного льда», гордых северных рек, полных «дикой силы», перед нами встают об разы края, где «зимой горят торжест венно сиянья, а весною день немеркну щий стоит», нас привлекает «простор богатырский в таёжном, дремучем краю эвенкийском». Однако всё это мало расширяет круг наших представлений о севере. В стихах К. Лисовского не видно совет ского севера, с его могучей промыш ленностью, вновь выросшими городами, 1 Казимир Лисовский. Стихи и поэмы. Но- восибирское областное государственное из дательство, 1949, 168 стр., цена 6 р. 50 к. новой социалистической культурой, с его чудесными 'и мужественными людь- ми, образы которых у поэта совершен но отсутствуют, хотя он и уверяет, что память его надолго сохранила «стой бищ отдалённые огни, и людей, что- мужеством и силой гордым рекам се верным сродни». Поэта больше увлекает «романтика дальних странствий», она «чарует и манит» его поэтическое воображение. Но зовёт ли она нас вперёд, в пре красное будущее? Будит ли она новые: мысли и чувства, организует ли нашу волю, силы, энергию на борьбу за ос воение необъятных просторов севера, его огромных богатств? Совсем нет. В романтике поэта нет ничего прогрессив ного, передового, ведущего вперёд. Многие стихи К. Лисовского не идут дальше умиления красотами север ной природы и невоздержанных востор гов эвенкийским гостеприимством. От ряда стихов поэта веет несогревающей и пассивной созерцательностью, эстет ским любованием полярной экзотикой, чувствуется оторванность поэта от на шего времени. Вот стихотворение «В пути». По «сказочной тайге» поэта «всё быстрее» «мчат олени». И его взору «во всём величье» открывается Эвенкия. В чём же он. видит её величие? Что радует и увлекает поэта? «Крутые хребты», «хмурые сопки», «бескрайние снега», «тишина» , «медвежья шкура тайги» , «сломанный олений рог луны». Ни о чём другом поэт не говорит. Любуясь прелестями эвенкийской природы, поэт мчится, позабыв про отдых, пока изда ли не потянет «дымком гостеприим ства» . rtoica не наведёт на думы О всём, что было и прошло, Огонь печурки в дымном чуме. Животворящее тепло. И в этом смысл всего стихотворе ния, то есть в романтике «дымного чу ма» , «огня печурки», тепло которого наводит на думы «о всём, что было и прошло». В этом стихотворении, впро чем, как и во многих других, ни слова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2