Сибирские огни, 1949, № 3
здесь член партии, а ты один комсомо лец» говорил Жукову Никита Сер геевич Лось, приехав к чукчам в 19 2 3 году. Два самоотверженных советских человека, выполняя задание партии, ре шительно начали небывало трудную работу по переделке этой «огромной странищи, больше Европы». Вскоре партия прислала им в помощь учителей, врачей, торговых работников. Они привезли с собой готовые жилые дома, больницы, школы и другие строе ния (на Чукотке нет леса), радиостан цию, моторные вельботы и портатив ные моторы для байдарок. Они привезли с собой и различные товары для снабжения населения — и впервые чукотские охотники стали полу чать за пушнину сполна. Это была «агитация делом». Она помогла орга низовать зверобойные и ловецкие арте ли, наладить работу родовых советов. Семушкин, сам строивший новую жизнь на Чукотке, непосредственно зна комый со всеми событиями, о которых идет речь, с людьми, которое явились прототипами для многих образов рома на, не хочет упрощать, не хочет скры вать никаких трудностей. Читатель уз нает, например, что и после того, как очень многое было сделано, вдруг дело ставилось под угрозу срыва (вернее, резко тормозилось), так как шаманы, переходя в контратаку, использовали неизжитые суеверия для злостной аги тации. И тогда случалось, что, напри мер, бывший батрак Алитета — Ваамчо, энтузиаст «нового закона» верил ша манским россказням о том, будто мед ведь' загрыз старого Вааля в наказание за то, что его сын (Ваамчо) стал пред седателем родового совета. И Ваамчо, подчиняясь шаману, сжег «бумажку присидателя», то-есть удостоверение. И вслед за Ваамчо председатели других родовых советов явились к Лосю — возвратить удостоверения и отказаться от своих полномочий. И только выдержка, волевая закалка и ясная большевистская ориентировка Лося, как уполномоченного ревкома, возглавлявшего невероятно сложную работу по советизации Чукотки, только его партийный опыт помогали ему най ти выход тонко, без нажима, испра вить положение и развивать дальше до стигнутые успехи. Образ Лося, выходца из среды кадровых рабочих (он бывший машинист), несомненно, обогащает соз данную нашей литературой галлерею образов большевистских руководителей. Лось показан многообразно. Он требователен к своим подчинен ным. Например, инструктору ревкома Осипову он дает задание — в два меся ца изучить чукотский язык так, чтобы разговаривать на нем свободно. И ког да Осипов высказывает сомнение в воз можности этого, Лось возражает: «— Надо одолеть. Надо поставить перед собой такую задачу. — Попробуем. — Пробовать нам некогда. Надо вы полнить... — Хорошо,— твердо сказал Осипов». Не сухость слышна в интонациях этих реплик Лося, а полная уверенность в том, что коммунист Осипов, преодо лев все трудности, сумеет выполнить это своеобразное партийное задание, диктуемое обстановкой. Понимая это, читатель вместе с Лосем радуется, ус лышав твердый и лаконичный ответ Осипова: «—Хорошо!». И читатель ве рит автору, когда в следующих главах Осипов разговаривает с чукчами на их. родном языке. Совсем по-иному ведет себя Лось с упрямым Лёком, одноглазым стариком, пользующимся непререкаемым автори тетом среди жителей ряда стойбищ. Лось сумел расположить его к себе разными способами, но, в частности, тем, что выполнил суеверную просьбу старика. Радист Молодцов собирался сфотографировать только что убитого кита (кстати, весь эпизод китовой охо ты написан Семушкиным великолепно!). «Лёк подбежал к нему, взялся за тре ногу, сдвинул аппарат и строго сказал: — Нельзя! — Никита Сергеевич! Не дают сни мать. — Почему, Лёк, нельзя? — спросил Лось. — Один раз я убил кита, и амери- каны вот так сделали. Потом я три года не видел кита. Нельзя! — О, тогда другое дело! — согла сился Лось,—Убери, Илюша, аппарат. — Чепуха какая, Никита Сергеевич, — недовольно проговорил Молодцов, опять нацеливаясь фотоаппаратом. — Нет, не чепуха. Убери свой ап парат! — сердито сказал Лось». Эта временная «уступка» Лося ока залась точно рассчитанным психологи ческим ходом и целиком оправдала себя! Видим мы Лося и во взаимоотноше ниях с врагами — Алитетбм, «жреца ми доллара», со случайно обнаружен ным в чукотской тундре Вадимом Пет ровичем Саблером, буржуазным инже нером, «эмигрировавшим» от советской власти на окраину страны и собирав шимся удрать в Америку. В этом эпи зодическом персонаже Семушкин дал яркую зарисовку типичного «беепач- портного бродяги». Во всех случаях Семушкин обнару живает в Лосе черты подлинного боль шевика. Интересно развернут и образ Анд рея Жукова, который оставил петро градский университет и, сменив изуче ние географии на создание истории, добровольно отправился на Чукотку — первым представителем советской вла сти. Вместе с Лосем и другими совет скими людьми, ему поистине приходи лось творить историю! Посланцы боль шевистской партии появляются перед
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2