Сибирские огни, 1949, № 3
и к чукчам придет «новый закон жиз ни» . Роман Семушкина обладает очень большим познавательным значением. Он впервые так широко и многогранно показывает жизнь одного из народов на шей многонациональной Родины на важнейшем для него историческом пе реломе. О том, как посланцы партии Ленина — Сталина, русские большевики выво дили чукчей из многовековой тьмы на светлую дорогу социализма, как утвер ждали они на «краю земли» новый за кон правильной жизни и, тем самым, совершили переворот в сознании жите лей полуострова — рассказано в этом романе, удостоенном Сталинской пре мии. В первой книге романа есть замеча тельный эпизод спасения Никитой Ло сем старого охотника Умкатагена от, казалось бы, неизбежной гибели. Этот эпизод имеет принципиальное значение, и его надо изложить подробно. Без активного вмешательства Лося старик был бы обязательно удушен... собственным сыном Эрменом. Лось от толкнул Эрмена и сорвал петлю с шеи старика. Однако ошибочно было бы думать, что Эрмен — это лишенный всякой мо рали гнусный выродок, замысливший из злостных соображений чудовищное преступление — отцеубийство. Отнюдь нет! Эрмен — честный, отзывчивый че ловек, он собирался лишь выполнить свой долг согласно требованиям обы чая. А сам обычай был, действительно, чудовищным. Он заключался в том, что старые чукчи часто приходили к выво ду о необходимости оборвать свою жизнь («уйти к верхним людям») и произносили «смертное слово»,— тогда ближайшие родственники обязаны были задушить человека, приговорившего се бя к смерти. Это совершалось всегда одним способом и происходило, как торжественный обряд. С ясным сознанием своей правоты, Эрмен спорил с уполномоченным Кам чатского ревкома. «Лось, — взволно ванно заговорил он,— старика надо ду шить... Я не могу отказать ему в его последней просьбе. Будет большая бе да... — Никакой беды не будет... Твой отец Умкатаген — не враг тебе,— сказал Лось. — Врага я и не стал бы душить. Я люблю Умкатагена и хочу сделать для него доброе. Еще ни один человек из нашего народа не брал своего «слова» обратно. А ты, Лось, хочешь сделать из моего отца дурного человека, само го последнего человека». Одна только эта внутренняя убеж денность чукчей в справедливости дико го обычая наглядно позволяет судить о том, с какими, поистине колоссальны ми, трудностями столкнулись провозве стники и организаторы советской власти на Чукотке, Но поскольку в данном конкретном случае не было времени за нижаться перевоспитанием, Лось (уже успевший завоевать уважение чукчей) просто физически помешал акту убийст ва. И тогда все растерялись и испуга лись, ожидая наказания от злого духа Келе. Выход был найден в том, что- Умкатаген переменил имя с целью «за путать след духу». «— Как зовут того русского, кото рый придумал новый закон жизни? — спросил Эрмен, обращаясь к Лосю. — Ленин! Ильич!» И «великий ловец» Умкатаген стал, называться Ильичом, прочно забыв старое имя. Он не только дожил до ра зительных перемен в жизни своего на рода, но и. сам оказался вовлеченным в- активную борьбу за «новый закон». Самое потрясающее в этом эпизоде то, что он не выдуман и даже не пре увеличен, а прямо выхвачен из дейст вительности, как типичный факт. Вме сте с тем, эпизод весьма символичен. Русские большевики спасли от неми нуемой гибели не только старого Умка тагена, но и весь чукотский народ, кото рому грозила трагическая участь аме риканских эскимосов или индейцев. Ча стным же последствием приведенного- нами случая явилось то, что, вырвав у смерти Умкатагена, Лось тем самым убил, ликвидировал обычай удушения стариков. Это было элементом бытовой революции, как говорил Лось. И то, что ревкомовцы поставили во прос о недопустимости многоженства к принуждения женщин к браку, вопреки их желанию; что они сами стали выда вать (за отсутствием ЗАГСа) «женить - бенную бумагу»; что многие чукчи сбро сили шкуры и стали носить «матерча тую одежду»; что глубже и глубже ус-- ваивалась чукчами неожиданная мысль о равенстве прав женщины и мужчины, — все это тоже было подлинным пере воротом во взаимоотношениях и пред ставлениях чукчей. Конечно, этот переворот был бы не возможен без ликвидации безграничной власти американских колонизаторов и их приспешников, вроде Алитета, унич тожения кабальной экономической зави симости подавляющего большинства на селения Чукотки от' наглых эксплоата- торов. Постепенно все больше укреплялось искреннее доверие, а затем — горячая благодарность чукчей к русским людям, к их новому закону правильной жизни. Вся деятельность ревкомовцев, все чудесные изменения, введенные ими, убеждали чукчей в огромном различии между «американами»-скупщиками и русскими советскими людьми. С удивле нием узнали чукотские охотники о том, что не все «таньги» (т. е. белые лю ди) жадны, жестоки и бессердечны, и способны только на обман. Осознав это, они потянулись к этим новым, удиви тельным «таньгам». А посланцы Ленина — Сталина и не сомневались, что так будет. «Я один
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2