Сибирские огни, 1949, № 3
моцветы», «Идут эшелоны», «Кулун- динская зима». Хорошо сказано о строителях новой Сибири, о разведчи ках недр. Они — «Бой вели по студеным рекам С непокорной волной порога... Для советского человека Всюду в будущее дорога». Зрелость поэтического мастерства И. Мухачева в соединении с волей к освоению нового материала трудовой жизни советских людей наиболее полно сказалась в стихотворении «Кулундин- ская зима». На улице мороз и вьюга, а в колхозной кузнице бушует огонь, раз горается жар работы. «И за темной стеною где-то В механической мастерской Начинаются громы. Это Трактор пробует голос свой». Сквозь метель и вьюгу, сквозь огонь горна, поэт хорошо разглядел новые приметы весны и дал почувствовать чи тателю пафос труда кулундинских кол хозников. «Кулундинцы весну встречают В звонком, искристом январе». Менее удачны стихи И. Мухачева «Осень», «Друзья» и «Строитель», от личающиеся элементами созерцательства и голой риторики. Как бы перекликаясь с И. Мухаче- вым, Н. Алексеев рисует заботу колхоз ников о новом урожае. «Хлеборобы еще до весны, не плошая, Копят влагу, на случай нехватки дождя. Победив суховей, мастера урожая Пишут письма на имя родного вождя». Столь же конкретен и убедителен И. Алексеев в стихах «Подруги», «До рога», «Обь», где он опирается на жи вые, невыдуманные обстоятельства. Тут поэтический голос его звучит сильно, впечатляюще. Там же, где поэт пребы вает во власти фантазии, голос его сры вается. Пытаясь заполнить пустоты, по эт десятки раз призывает на помощь слово «песня». Труд у него «сдобрен песней», «песня поет» (сама себя?), «песня летит», «песню запевают», пес не подпевают, ее перепевают. Это в сти хах «Рыбачка», «Магистраль», «Моей дочери». В рамках старомодной условной символики выступает «Рыбачка», ее ка чали волны в челноке еще в день рож дения, а потом «На островок к ее усадьбе С ней плыл жених смотреть добро». Упоминание о «всплеске» партизан ской песни не меняет бессодержатель ного и безжизненного облика этого сти хотворения, наполненного «чешуйчатым серебром», «серебряной рудой» и про чими красивостями. Совершенно сумбурно стихотворение Н. Алексеева «Магистраль». Воспоми нания о Великой Отечественной войне, безусловно, должны находить место в нынешней поэзии. Но мы вспоминаем об испытаниях войны, как победители, с гордым сознанием нашей силы, а Н. Алексеев рисует нам в «Магистра ли» одно смятение. Его лирический ге рой мечется по перрону, обуреваемый добрым желанием помочь фронту. По мощь фронту идет по магистрали в со ставах мимо этого «героя», который по гружает в вагон лишь свою «душу и мысль», а сам остается на перроне, над рывно вопия: «Иль опять мне бродить по перронам. Ждать, когда даст сигнал семафор?» В «Магистрали» перечисляются ви ды помощи, которую оказывала Сибирь фронту. Но «раздвоенный» неврасте ничный персонаж, выказывая свою край нюю беспомощность, до конца «бро дит» , «наблюдая движенья колес», и этой странной ролью наблюдателя сво дит на нет весь благой замысел стихо творения. Манера, в которой написана «Магистраль», чужда элементарным принципам социалистического реализма. Жаль, что этой манере во многих стихах следует поэт JI. Кондырев. Он ухитряется покрывать густым слоем де кадентской пыли даже стихи на совре менные темы. Он описывает советских тружеников — автогенщика, землекопа, каменщика, но изображает их не таки ми, каковы они в жизни, а условными фигурами, засыпанными мишурными блестками, разукрашенными сусальными вычурностями эстетского словаря. Над землекопом у него—«клекот орлов», за землекопом — бездорожье «плодонося щей земли», возле землекопа — «Зной угасал над плоскогорьем ржавым», И... «в корчах бился саксаул». Много бутафории вокруг кондырев- ского землекопа, которого читатель так и не увидел. Пример Кондырева показывает, на сколько пагубным было влияние на по этическую молодежь некоторых столич ных «метров», претендовавших на роль учителей (в частности, П. А. Антоколь ского). О мастерах метро Кондырев говорит, что в туннелях «труд их не зачах», ел ки у него «встают секундными стрелка ми». В стихотворении «Полотенце» происходит лишь то, что старик, вы тканный на полотне, ловит рыбу «в сказочном узоре». Еще больше форма листской узорчатости в стих. «Ваза», на которой мастер (неизвестного време ни и пространства) мучительно ищет ре шения малоактуальной задачи. И вот... нашел: «В центр вазы контур альпиниста Вписал он, прояснив узор». Как все это далеко не только от жиз ни, но и от поэзии. Как много у JI. Кон дырева всяческих выкрутасов, затем няющих мысль и чувства. А ведь он по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2