Сибирские огни, 1949, № 3

ват?» возбуждали «интерес уже не одной только романтической стороной. Они расширяли наш умственный гори­ зонт и научили нас искать в литературе ие одной только забавы на досуге, но и правдивого изображения жизни, с ее треволнениями и вопросами». Молодежь буквально перерождалась, оживала. Ядринцев об этом п е р е ­ л о м н о м моменте вспоминает: «Щу­ кин принес вести об обновлении уни­ верситетской науки и литературы. В первый раз с жадностью и с восторгом мы узнали великие имена Виссариона Белинского, Грановского, Пушкина, Лермонтова; их гражданская скорбь, их ранняя гибель получили для нас новый смысл. Золотые звезды всходили на го­ ризонте новой литературы. В это вре­ мя уже показывался Добролюбов...» Та борьба, которая развернулась во­ круг Пушкина, Лермонтова и Белинско­ го в центре России, докатилась и до Сибири, и здесь, наряду с увлечением пушкинской поэзией передовых слоев общества, имелись выступления пред­ ставителей старых литературных вку­ сов, противников свободолюбивой, сме­ лой поэзии Пушкина. Особенно ревно­ стно «ограждали от Пушкина» питом­ цев закрытых учебных заведений (гим­ назий, духовных училищ, духовных с е ­ минарий и пр.). Крайне ценным является свидетель­ ство М. Загоскина, который был в эти годы воспитанником сибирской «бур­ сы », в статье «Когда в Иркутске по­ знакомились с Пушкиным» (кстати, наз­ ванной явно неправильно, так как речь идет не о первом знакомстве иркутян с Пушкиным, а о том, как проникли Пушкин и Белинский в такие сугубо закрытые учебные заведения, как «бур­ са». Пушкинская поэзия была знакома сибирякам, в том числе и иркутянам, еще в 2 0-х годах). М. Загоскин пишет, как в начале сороковых годов «обучали в училище «начаткам» и катехизису митрополита Филарета, да трем грамматикам: рус­ ской Греча, латинской и греческой. Ни одной «книжки для чтения» ученики не видели в глаза, ни об одном писа­ теле ничего не слыхали. В 1 8 4 2 г. ученики перешли в семинарию «и опять —ни одной книги для чтения». Дава­ лась для списывания и заучивания на­ изусть бесконечная риторика и такая же «пиитика». И вот, когда дело доходи­ ло до сочинений, то семинаристов за­ ставляли учить «проповеди» Филарета, а из стихотворений — переложение псалмов Ломоносова и оду «Бог» Дер­ жавина. «Кроме этих столпов русской поэзии — никого из русских писателей не впускали в ворота «словесности», да и из басен учили только Хемнице- рова «Метафизика», а из Крылова — ни одной. Даже Карамзин и Жуковский были запретными авторами. Пушкин не только не допускался, но против него нас предупредили». И далее, М. Загос­ кин рассказывает, что ректор питал ка­ кую-то особенную злобу к «этому раз­ вратному вольнодумцу», особенно за его «глупую луну на этом глупом не­ босклоне» и т. п. Властям казалось, что «бурса» креп­ ко заперта, вполне застрахована от про­ никновения в нее вольнодумца — Пуш­ кина. Но отгородиться от внешнего ми­ ра «бурса» не могла,, слишком привле­ кательна и горяча была жизнь за ее каменными стенами. Иркутское общест­ во очень быстро шагнуло вперед, и «не только молодые чиновники, но и купцы почитывали книжки и заводили библиотеки». Зародилась мода на литературные альбомы, «куда уже не допускались ни Державин, ни Хеминцер, а царили Жу­ ковский и Пушкин. Песни великого по­ эта пелись уже во всех грамотных до­ мах: «Черная шаль», «Талисман» вы­ тесняли старые песни. Мода на; альбомы проникла и к «бур­ сакам», и хотя это делалось под боль­ шим секретом, почти у каждого из них был свой литературный альбом, кото­ рый хранился где-нибудь, под подушкой, или «песенник». Вторая половина века, особенно ше­ стидесятые годы,— особые годы в Рос­ сии. Сибирский писатель С. Шашков писал, что «наступление нового царст­ вования, освободительная реформа» действовали возбуждающе и на сибир­ скую молодежь. Она интересовалась теперь самыми острыми общественными вопросами, особенно ходившими по го­ роду бесчисленными списками разных, относящихся к России, сочинений и га­ зетными обличениями. В газете «Восточное обозрение» за 1 8 9 9 г., в статье «Две годовщины», посвящённой столетию со дня рождения Пушкина, говорилось: «В этот день мы вспоминаем нашего великого крити­ ка, умершего 5 0 лет тому назад. Пуш­ кин и Белинский, как их впервые со­ поставил Писарев, неразлучны, и их имена тесно связаны между собою и так передадутся в потомство. Пушкин со­ здатель и творец русской литературы, Белинский родоначальник русской кри­ тики. ..» И дальше в статье подчеркивается, что все замечательное в русской лите­ ратуре, начиная с 4 0 -х годов и вплоть до последнего времени, обязано этим двум учителям-гуманистам, «двум та­ лантливым подвижникам русской мысли». Газета верно отразила восторженное отношение к великому Пушкину про­ грессивной части сибирского общества. И здесь, в необозримых просторах Си­ бири, звучала «пламенная лира» нашей русской национальной гордости. Она вдохновляла, рождала надежды, звала к борьбе за светлое и счастливое бу­ дущее.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2