Сибирские огни, 1949, № 3
указывает сам Кюхельбекер. В одном из уцелевших писем сибирского перио да он пишет Пушкину: «Признаюсь, любезный друг, что я было уже отчаял ся получить ответ на письмо мое; но тем более я ему обрадовался; жаль только, что при нем не было твоего журнала: я его не получил». Таким образом, декабристы, особен но Пущин и Кюхельбекер, были теми связующими звеньями, которые дали возможность Сибири пользоваться про изведениями великого поэта непосред ственно из первых рук, входить в курс новых литературных веяний через кори фея новой литературы. Необходимо помнить, что борьба за новую литературу, за Пушкина и Б е линского, проходила в Сибири напря женно и жестоко. Официальная «обра зованность», кастовая ограниченность, упорное внедрение в молодые умы ста розаветной морали сильно давали себя знать; и у Пушкина наряду с горячими почитателями было немало злейших врагов. Это прекрасно отразилось в фельето не неизвестного автора, скрывшегося под псевдонимом «Невидимка». Фелье тон был напечатан в «Сибирском вест нике», № 1 2 0 за 1 8 9 9 г. Автор писал: «Каких-нибудь тридцать лет назад на звать Пушкина гениальным было бы, по меньшей мере, большой неосторож ностью. А шестьдесят лет назад —- это было бы преступлением, подлежавшим известной каре. Да что там тридцать да пятьдесят лет!.. Год, два тому назад, ни один из жрецов мундирной науки, изли вающихся сейчас в потоках красноре чия по случаю пушкинского юбилея, не посмел бы заикнуться о народном пев це, гражданине и государственном му ж е ...» . Н. Щукин в известном письме в «Се верную пчелу» в 1 8 2 8 г. писал: «В этой дикой и холодной стране удивля ются стихами Пушкина и читают Гоме ра... Ты, может быть, скажешь, что это приезжие чиновники. Нет, тамош ние старожилы, купцы и даже мещане». В первой Иркутской ч а с т н о й пуб личной библиотеке Балдакова ( 1 8 3 0 г.) уже были стихи Пушкина и Жуков ского. • Очень важно свидетельство сибир ского поэта М. Александрова, автора известного «Воздушного тарантаса, или воспоминания о поездках по Восточной Сибири». По приезде в Иркутск в 1 8 2 7 г. он был приглашен в дом адми рала Ангарского флота — о котором иркутяне говорили, как о человеке «из числа мечтателей», который «даже имеет глупость» заучивать наизусть стихи Пушкина и Жуковского. Такое отношение к пушкинскому творчеству яркий показатель того, что в эти годы «поэтическими владыками» незыблемо стояли Державин и Ломоносов, а сти хи Пушкина считались крамольными. Борьба, которая развернулась вокруг Пушкина в центре России, нашла пря мое отражение и здесь, в далекой Си бири. Защитники старых литературных вкусов решительно боролись с нарожда ющимся новым. В учебных заведениях, особенно закрытого типа, Пушкин был под запретом. Борьба за новую поэзию, поэзию Пушкина, приняла резкий поли тический характер. Произвол сибирской администрации, разгул купцов-хшцни- ков, жестокая эксплоатация трудовых масс, особенно местных аборигенов, преграды, мешающие развитию культу ры и просвещения, вызвали протест пе редовых людей Сибири. Требовалось го рячее слово, убедительное и яркое, по литически властное, слово обличителя и гуманиста. Поэзия Пушкина зажигала сердца, будила мысль, звала вперед. Это были годы борьбы за пушкин ское творчество, и в Сибири находи лось немало людей, понимающих то новое, что вносил в литературу Пуш кин. Одним из замечательных документов старой Сибири является сборник «Про заические сочинения учеников Иркут ской гимназии» ( 1 8 3 6 г.). С точки зрения читательских вкусов и увлече ний, этот сборник — показатель того, что и в сибирскую гимназию в этот до вольно ранний период врывалась струя новых литературных веяний, проникали произведения Пушкина и Жуковского. Ученики делают подробный разбор про изведений узаконенных литературных корифеев — Державина и Ломоносова, уделяют большое внимание и новой, свежей, народной струе в поэзии — бас ням Крылова. В сборник гимназистов, конечно, не мог быть включен разбор поэзии Пуш кина, поэта, которого официально блю стители нравственности не допускали ни к гимназистам, ни к семинаристам. Однако, и в этот сборник Пушкин про ник. Один из авторов сборника, гимна зист Е. Миллер, в своем описании «Ушаковка» сетует, что природа обиде ла его и не дала таланта стать наряду с «автором Б л а н д у з с к о г о к л ю ч а и живопишущим творцом Б а х ч и с а р а й с к о г о ф о н т а н а . Я бы представил тысячи красот, которы ми иркутские жители наслаждаются». Другой воспитанник Н. Минин в пове сти «Царь-девица» берет эпиграфом строки из первой песни «Руслана и Людмилы»: «Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой...» Те же строки автор повторяет в тексте повести. Эти скупые строчки — драгоценные свидетели, по ним видно, что, несмотря на запрещения, гимназисты уже в это время имели пушкинские произведения, читали и любили их. Юный Е. Миллер остановил свое внимание на «Бахчисарайском фонта
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2