Сибирские огни, 1949, № 3

щик доверил ему воспитание своих де­ тей. Как при царском дворе с распро­ стертыми объятиями встречали ино­ странных проходимцев и .авантюристов, так и в среде столичного и провинци­ ального дворянства низкопоклонничали перед всем заграничным. Французским языком владели порой лучше, чем рус­ ским. Недаром говорит Пушкин о недо­ статках «проклятого своего воспита­ ния», которые ему приходится исправ­ лять слушанием русских народных ска­ зок. Пушкин с отвращением пишет о без­ родных космополитах, для которых «где хорошо, там и родина, для коих все равно: бегать ли им под орлом фран­ цузским, или русским языком позорить все русское — были бы только сыты». Одного из таких космополитов, который промотал в Париже «в вихре моды свои грядущие доходы» и, вернувшись на родину, «Русь бранит, дивится, как можно жить в ее снегах», Пушкин за­ клеймил в поэме «Граф Нулин». Чувство национальной гордости было чрезвычайно развито у великого русско­ го поэта. «Мне наскучило, — писал он, -— что ко мне в моем отечестве относят­ ся с меньшим уважением, чем к перво­ му попавшемуся дураку, мальчишке- англичанину, который является к нам. чтобы среди нас проявить свою пло­ скость и свое бормотанье». Он считал своим долгом всегда и вез­ де защищать честь своей родины. В сти­ хотворениях «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина» поэт дал су­ ровый отпор современным ему поджига­ телям войны, призывавшим к походу против России. Он напомнил им урок 1 8 1 2 года, когда вся русская земля— «от Перми до Тавриды, от финских хладных скал до пламенной Колхиды, от потрясенного Кремля, до стен не­ движного Китая» — поднялась против иноземных захватчиков. Подавая просьбу о разрешении изда­ вать литературно-политическую газету, Пушкин заявляет, что одна из ее задач — давать отпор нападкам иностранных газет на Россию. Европа, по его мне­ нию, в отношении России всегда была «столь же невежественна, как и небла­ годарна» . Основоположник новой русской лите­ ратуры, Пушкин был и создателем рус­ ского литературного языка. Он прибли­ зил литературу к народу, сделал ее язык более простым и доступным, ввел в него народные слова и выражения. Он первый прнял ценность и значение на­ родного творчества и широко использо­ вал его в своих произведениях, облекая в исключительную по красоте форму. Огромное прогрессивное значение имела борьба Пушкина за реализм в литературе, против реакционной эстети­ ки классицизма, против романтизма, ис­ кажавшего и приукрашивавшего дейст­ вительность. Когда на Западе не было еще и речи о реализме, Пушкин, опере­ див Европу, создал первый, в мире реа­ листический роман «Евгений Онегин», эту, по выражению Белинского, «энци­ клопедию русской жизни». Важнейшим вопросом был в то время в России вопрос о положении крестьян­ ства, о крепостном праве. Пушкин про­ являет пристальный интерес к вспыхи­ вающим то там, то тут крестьянским волнениям. Чтобы понять их причины, он обращается к прошлому, изучает ма­ териалы и документы о восстании Пу­ гачева и приходит к заключению, что восстание это имело глубокие социаль­ ные причины и доказало ««необходи­ мость многих перемен». Творческое во­ ображение поэта привлекает, помимо Пугачева, образ и другого вождя кре­ стьянского восстания — Степана Рази­ на, которого он называет поэтичнейшей фигурой русской истории. Тяжелое положение крепостного кре­ стьянства Пушкин рисует в «Дубров­ ском», в «Истории села Горюхино», в стихотворениях «Деревня», «Шалость» и других. Все это, а также наметившее­ ся в последние годы жизни сближение с Белинским, позволяет предполагать, что, если бы не ранняя гибель, то даль­ нейшая эволюция мировоззрения Пуш­ кина привела бы его в лагерь револю­ ционной демократии, в лагерь Черны­ шевского и Добролюбова. В эпоху Пушкина капитализм в За­ падной Европе и Америке переживал свою весну, свой расцвет. Обществен­ ный порядок, установившийся в Европе и США, многим в России представлял­ ся заслуживающим всяческого подража­ ния, чуть ли не идеальным. Тем не ме­ нее, Пушкин уже тогда дал критику капиталистических отношений, разгля- дел^ лживость английской и американ­ ской «демократии», дав им убийствен­ ную характеристику в «Путешествии из Москвы в Петербург» и в статье о Джоне Теннере. Вот что он пишет о США: «С изумлением увидели демо­ кратию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее не­ стерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую — подавленное неумоли­ мым эгоизмом и страстью к довольст­ ву... рабство негров, посреди образован­ ности и свободы...» Творчество Пушкина оказало огром­ ное влияние на дальнейшее развитие русской литературы и литературы брат­ ских народов нашей страны. Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Горький, многие писатели братских республик с глубоким уважением говорили о вели­ ком поэте, как о своем учителе. Неизмеримо велико, хотя еще со ­ вершенно недостаточно прослежено и изучено литературоведами, влияние Пушкина и на мировую литературу. Мы знаем переводы произведений Пушкина, сделанные Мериме, Шамиссо и другими его современниками, знаем отзывы о нем иностранных деятелей культуры:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2