Сибирские огни, 1949, № 3
щик доверил ему воспитание своих де тей. Как при царском дворе с распро стертыми объятиями встречали ино странных проходимцев и .авантюристов, так и в среде столичного и провинци ального дворянства низкопоклонничали перед всем заграничным. Французским языком владели порой лучше, чем рус ским. Недаром говорит Пушкин о недо статках «проклятого своего воспита ния», которые ему приходится исправ лять слушанием русских народных ска зок. Пушкин с отвращением пишет о без родных космополитах, для которых «где хорошо, там и родина, для коих все равно: бегать ли им под орлом фран цузским, или русским языком позорить все русское — были бы только сыты». Одного из таких космополитов, который промотал в Париже «в вихре моды свои грядущие доходы» и, вернувшись на родину, «Русь бранит, дивится, как можно жить в ее снегах», Пушкин за клеймил в поэме «Граф Нулин». Чувство национальной гордости было чрезвычайно развито у великого русско го поэта. «Мне наскучило, — писал он, -— что ко мне в моем отечестве относят ся с меньшим уважением, чем к перво му попавшемуся дураку, мальчишке- англичанину, который является к нам. чтобы среди нас проявить свою пло скость и свое бормотанье». Он считал своим долгом всегда и вез де защищать честь своей родины. В сти хотворениях «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина» поэт дал су ровый отпор современным ему поджига телям войны, призывавшим к походу против России. Он напомнил им урок 1 8 1 2 года, когда вся русская земля— «от Перми до Тавриды, от финских хладных скал до пламенной Колхиды, от потрясенного Кремля, до стен не движного Китая» — поднялась против иноземных захватчиков. Подавая просьбу о разрешении изда вать литературно-политическую газету, Пушкин заявляет, что одна из ее задач — давать отпор нападкам иностранных газет на Россию. Европа, по его мне нию, в отношении России всегда была «столь же невежественна, как и небла годарна» . Основоположник новой русской лите ратуры, Пушкин был и создателем рус ского литературного языка. Он прибли зил литературу к народу, сделал ее язык более простым и доступным, ввел в него народные слова и выражения. Он первый прнял ценность и значение на родного творчества и широко использо вал его в своих произведениях, облекая в исключительную по красоте форму. Огромное прогрессивное значение имела борьба Пушкина за реализм в литературе, против реакционной эстети ки классицизма, против романтизма, ис кажавшего и приукрашивавшего дейст вительность. Когда на Западе не было еще и речи о реализме, Пушкин, опере див Европу, создал первый, в мире реа листический роман «Евгений Онегин», эту, по выражению Белинского, «энци клопедию русской жизни». Важнейшим вопросом был в то время в России вопрос о положении крестьян ства, о крепостном праве. Пушкин про являет пристальный интерес к вспыхи вающим то там, то тут крестьянским волнениям. Чтобы понять их причины, он обращается к прошлому, изучает ма териалы и документы о восстании Пу гачева и приходит к заключению, что восстание это имело глубокие социаль ные причины и доказало ««необходи мость многих перемен». Творческое во ображение поэта привлекает, помимо Пугачева, образ и другого вождя кре стьянского восстания — Степана Рази на, которого он называет поэтичнейшей фигурой русской истории. Тяжелое положение крепостного кре стьянства Пушкин рисует в «Дубров ском», в «Истории села Горюхино», в стихотворениях «Деревня», «Шалость» и других. Все это, а также наметившее ся в последние годы жизни сближение с Белинским, позволяет предполагать, что, если бы не ранняя гибель, то даль нейшая эволюция мировоззрения Пуш кина привела бы его в лагерь револю ционной демократии, в лагерь Черны шевского и Добролюбова. В эпоху Пушкина капитализм в За падной Европе и Америке переживал свою весну, свой расцвет. Обществен ный порядок, установившийся в Европе и США, многим в России представлял ся заслуживающим всяческого подража ния, чуть ли не идеальным. Тем не ме нее, Пушкин уже тогда дал критику капиталистических отношений, разгля- дел^ лживость английской и американ ской «демократии», дав им убийствен ную характеристику в «Путешествии из Москвы в Петербург» и в статье о Джоне Теннере. Вот что он пишет о США: «С изумлением увидели демо кратию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее не стерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую — подавленное неумоли мым эгоизмом и страстью к довольст ву... рабство негров, посреди образован ности и свободы...» Творчество Пушкина оказало огром ное влияние на дальнейшее развитие русской литературы и литературы брат ских народов нашей страны. Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Горький, многие писатели братских республик с глубоким уважением говорили о вели ком поэте, как о своем учителе. Неизмеримо велико, хотя еще со вершенно недостаточно прослежено и изучено литературоведами, влияние Пушкина и на мировую литературу. Мы знаем переводы произведений Пушкина, сделанные Мериме, Шамиссо и другими его современниками, знаем отзывы о нем иностранных деятелей культуры:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2