Сибирские огни, 1949, № 3
выступал против самодержавия и крепо стничества. Его вольнолюбивые стихи выли как бы декабристскими проклама циями, бичевавшими «барство дикое без чувства, без закона», насильственно присвоившее себе «и труд, и собствен ность, и время земледельца». Поэт сме ло заявлял о своем намерении «воспеть свободу миру, на тронах поразить по рок». Либеральные обещания Александ ра I он высмеивал, как лживые сказки («Ноэль»), и поднимался порой до пря мых призывов к восстанию против уг нетателей: Тираны мира! Трепещите! А вы мужайтесь и внемлите. Восстаньте, падшие рабы! Таким стихам не было, разумеется, доступа к печатному станку, но они, как свидетельствуют современники, «наско ро, на лоскутках бумаги, карандашом переписанные, разлетались в несколько часов огненными струями во все концы Петербурга и в несколько дней вытвер живались наизусть». Жгучие строки по эта проникали далеко за пределы сто лицы, будя умы и сердца лучших людей России. Не было «ни одного офицера, который не имел бы их у себя в поход ном ранце». Вольные стихи Пушкина находили в бумагах почти каждого из декабристов. На следствии по делу о восстании 14 декабря 1 8 2 5 года выяснилось, какое огромное значение имела революционная агитация Пушкина для формирования взглядов декабристов. Так, один из аре стованных заявил: «Первые либераль ные мысли заимствовал я прошлого 1 8 2 5 года частью от попавшихся мне книг и от встречи с людьми такого мне ния, а более от чтения вольных стихов господина Пушкина». Пламенное слово поэта, дышащее любовью к свободе, ненавистью к угне тателям, вдохновляло русских людей на борьбу с царизмом, с политической ре акцией, с крепостничеством. Пушкин первый, задолго до декабристов, пост радал за распространение революцион ных идей: двадцатилетним юношей он был выслан из Петербурга и пробыл в ссылке — на юге России и затем в селе Михайловском — свыше шести лет. Органическое усвоение передовых идей своего времени обусловило быст рый расцвет и огромную общественную значимость творчества великого русско го поэта. Не только его произведения на политические темы, но и все его творчество, проникнутое духом уваже ния к человеку, протестом против по давления человеческой личности, имело огромное прогрессивное значение. Гер цен пишет о годах мрачной реакции, наступившей после разгрома декабри стов: «Только лет через десять общест во могло очнуться в атмосфере порабо щения и преследований. Им овладела глубокая безнадежность, общий упадок сил... Одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в долинах раб ства и мучений: эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла мужествен ными звуками настоящее и посыла ла свой голос отдаленному будущему. Поэзия Пушкина была залогом будуще го и утешением». Пушкин глубоко осознал обществен ную роль литературы. Он «первый по чувствовал, что литература — нацио нальное дело первостепенной важно сти... В его глазах поэт — выразитель всех чувств и дум народа, он призван понять и изобразить все явления жиз ни». (М. Горький). Как эхо, поэт на все отзывается в своем творчестве. «И неподкупный голос мой был эхо русско го народа», — говорит о себе Пушкин, Он был подлинный народный националь ный поэт, воплотивший в себе лучшие- черты русской нации. Решительно обра тившись к изображению русской дейст вительности, он дал незабываемые, пре дельно правдивые картины современной ему русской жизни, воскресил ярчайшие, страницы отечественной истории, поэти чески отобразил русского человека • и. русскую природу. Презренные космополиты от литера туроведения пытались оторвать Пушки на от национальной почвы, превратить его в послушного ученика западно-евро пейской культуры, всю жизнь находив шегося под «влиянием» того или иного- писателя Запада. Даже для замечатель ных сказок Пушкина пытались поды скать иностранные источники. Какая- жалкая ложь! Пушкин был глубоко са мобытным писателем, выросшим на рус ской национальной почве. Он продолжал в литературе традиции лучших русских писателей прошлого — «друга свободы» Фонвизина, Радищева, преклонялся пе ред мощной фигурой Ломоносова. Еще- Белинский прекрасно понимал несостоя тельность сближения творчества Пушки на с творчеством западно-европейских писателей, в частности с Байроном: «Тут нечего искать и тени какого-либо сходства, — говорил он. -— Пушкин пи сал о России для России, — и мы ви дим признак его самобытного и гениаль ного таланта в том, что, верный своей натуре, совершенно противоположной натуре Байрона, и своему художествен ному инстинкту, — он далек был от то го, чтобы согласиться создать что-ни будь в байроновском роде, пиша рус ский роман... Он заботился не о том, чтоб походить на Байрона, а о том, чтоб быть самим собою и быть верным той действительности, до него еще непоча той и нетронутой, которая просилась под перо его». В «Дубровском» Пушкин нарисовал несколькими штрихами образ француза, едущего к помещику Троекурову на должность учителя. По специальности он, правда, кондитер, но услышал, что в России «звание учительское не в пример выгоднее». И одного его жела ния оказалось достаточно, чтобы поме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2