Сибирские огни, 1949, № 3
К 150-летшо со дня рождения А. С. Пушкина В. ВИХЛЯНЦЕВ Наш спутник, наш современник Прошло полтора столетия со дня рождения Александра Сергеевича Пуш кина, нашей гордости, нашей славы, за чинателя великой русской литературы. Имя Пушкина звучит для нас, как символ всего светлого, благородного, радостного, как символ неизменной любви к свободе, веры в могць челове ческого разума. Для каждого русского человека, где бы он ни родился, — на Кавказе, на Урале, в Сибири, — оно такое же родное, русское, как с детства знакомые заветные слова «Москва», «Волга»... Одно из величайших событий отече ственной истории — изгнание с русской земли полчищ Наполеона — сыграло решающую роль в формировании миро воззрения поэта, определило направле ние его творчества. Можно сказать, что гром пушек Отечественной войны 1 8 1 2 года разбудил Пушкина, как националь ного поэта. С щемящей завистью смот рел он, еще воспитанник лицея, на про ходившие мимо Царского села колонны народного ополчения. Сыны Бородина, о кульмские герои! Я видел, как на брань летели ваши строи. Душой восторженной за братьями спешил. С необычайной для совсем еще юно го поэта силой нарисовал он патриотизм народа, грудью ставшего на защиту ро дины: Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны; Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных* Сердца их мщеньем возжены. Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья! Ты в каждом ратнике узришь богатыря, Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья... Зоркий глаз поэта увидел, что не в -салонах и гостиных, а в гуще народной таятся истоки истинного патриотизма, чей мощный порыв смел наглых захват чиков. С беспощадным сарказмом клей мит он лжепатриотов из дворян, в душе презиравших Россию, которые наскоро перекрасились в дни войны и тоже ста ли клясться в любви к родине, ничего, -однако, не делая для ее спасения. «Подражание французскому тону .времен Людовика XI было в моде. Лю бовь к отечеству казалась педантством, — пишет он в «Рославлеве». — Моло дые люди говорили обо всем русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь рейнской конфедерации». Но вот пришло известие о нашествии Наполеона, и салонные космополиты преобразились. «Гостиные наполнились патриотами: кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать рус ский; кто сжег десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита, а принялся за кислые щи. Все заклялись говорить по-французски: все закричали о Пожарском и Минине и стали пропо ведовать народную войну, собираясь на долгих отправиться в саратовские д е ревни» . Героиня «Рославлева» патриотка Полина с негодованием говорит: «Для некоторых людей и честь, и отечество, все безделица. Братья их умирают на поле сражения, а они дурачатся в го стиных» . Еще воспитанником лицея Пушкин думает о славе России. Патриотическая гордость своей родиной, непоколебимая вера в ее большое будущее — харак терная черта ведцкой русской литерату ры. В Пушкине эта благородная черта выражена с особенной страстной силой. Все его творчество озарено горячей лю бовью к родине. «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переме нить отечество, или иметь другую исто рию, кроме истории наших предков»,— восклицал он. Вторая черта русской литературы, делающая ее самой передовой, самой идейной литературой мира и неразрыв но связанная с первой, —- это пронизан- ность революционными, освободительны ми идеями. И эта черта не менее ярко воплощена в Пушкине. Поэт принадлежал к тем «лучшим людям из дворян», которые, говоря словами В. И. Ленина, «помогли разбу дить народ». Он был выразителем п е-, редовых идей своего времени, идей д е кабристов — этого первого поколения русской революции. Пушкин не числил ся в списках членов какого-либо из тай ных обществ. Но зато он явно, открыто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2