Сибирские огни, 1949, № 1
удинским отделением Госбанка Тихонов, горячий патриот своего города, перед которым с проведением железной доро ги открывается большое будущее; вот управляющий прииском Кузин, с увле чением говорящий о перспективах ярая. Все эти люди горячо поддержи вают Кожухова, помогают его экспеди ции всем, чем могут. Глубоко волнуют последние записи Кожухова в дневнике, когда он, после гибели спутников, пытается сквозь дре мучую тайгу «выйти к людям». «Пи шу последний раз: на пальцах не оста лось кожи, не могу держать каран даш ... Вероятно, сегодня замерзну. Знаю, родина не забудет моих детей». Но все же и в этот трагический мо мент его не оставляет мысль о буду щей железной дороге. Он видит ска лу, в которой строителям придется ру бить полку, и делает последнее уси лие, пытаясь внести в тетрадь нужную запись. А в предсмертные минуты ему чудятся отдаленные паровозные гудки... Романтика путешествия, в описании которого чувствуется опыт человека, не раз проделывавшего трудные пере ходы, прекрасно передана А. Коптело- вым. В то же время мы всегда чув ствуем зоркий глаз краеведа, этногра фа. Описания природы Саян, — мощ ных горных хребтов, дремучей тайги, быстрых рек, — не только поэтичны, но и точны, обстоятельны. Автор от лично знает то, о чем пишет, и в этом большое достоинство повести. Образ Кожухова обаятелен своей целеустремленностью, мужеством, глу бокой любовью к своему краю. К сожа лению, там, где речь идет о любви к женщине, чувство правды изменяет ав тору. Трудно поверить, чтобы этот сильный и умный человек в любви ока зался так слащаво-сентиментален. Об отношениях Кожухова и Надежды Пет ровны говорится банальными, трафа ретными фразами, оставляющими не приятное ощущение фальши. Кроме того, как нам кажется, в любви Кожу хова должен сильнее звучать мотив интеллектуальной близости его к люби мой женщине, с которой ведь его свя зывает еще и общий интерес, общее .дело. Нельзя не отметить также, что обра зы обоих спутников Кожухова бледны, лишены ярких индивидуальных черт. Мысли и чувства их хотя правильны и похвальны, но довольно примитив ны и выражены в слишком общей фор ме, прямолинейно, не окрашены в со^- ответствии с индивидуальными особен ностями их характеров. Позидимому, дневник Кошурникова не давал обиль ного фактического материала для обри совки образов его спутников. Но твор ческое воображение писателя должно было восполнить этот пробел. За исключением этих недостатков, повесть хороша и прэчтется с интере сом не только взрослым, но и юным читателем, которому она поможет по нять и полюбить трудную работу изы скателя. Это — подлинная поэма о людях, умеющих мечтать о завтрашнем дне и героически претворяющих мечту в дей ствительность. * * * На примере повести А. Коптелова можно убедиться, как ценно обращение писателя к самой жизни, к ее фактам, ее людям. Наша действительность так богата и многообразна, что писателю незачем выдумывать, ему нужно лишь изучить, идейно осмыслить материал и живо, образно изложить его. В этой связи, а также потому, что это, в сущности, единственное из круп ных произведений на злободневную те му, появившихся в Сибири, мы обра тимся к повести Алексея Кожевникова «Живая вода», напечатанной в № 1 «Сибирских огней» за прошлый год. «Живая вода» написана задолго до постановления правительства о плане полезащитных лесонасаждений, внедре ния травопольных севооборотов, строи тельства прудов и водоемов, но писа тель, наблюдая и изучая жизнь, сумел взять тему, которая, так сказать, уже носилась в воздухе, ставилась самим ходом событий. По форме своей «Живая вода» мо жет быть названа и очерком, но мы охотнее назовем ее «документальной повестью», настолько ярки нарисован ные в ней образы советских людей, на столько велика обобщающая сила опи санных в ней событий. В бесплодную хакасскую степь, в ов цеводческий совхоз, давно уже безна дежно отстающий, приезжает новый ди ректор Лепеха. В чем причина отста вания совхоза? В отчетах утверждает ся, что виновата природа: каменистая земля, неперестающие ветры, засуха (осадков так мало, что в иную зиму и саней не налаживают). На сотни кило метров—ни травки, ни дерева. Овцы не плодятся, люди бегут из совхоза. Дей ствительно, и сам директор вначале за тосковал. Но вот он попадает на опыт ную станцию орошаемого земледелия. Он видит сад, весело шумящий за ог радой защитных лесонасаждений. — Надо сажать леса, ломать ветер. — объясняет директор станции. В свой совхоз Лепеха возвращается с мелиоратором. Крошечная реченка Биджа изучена, исследована. Начинает ся строительство плотины. Но прежде Лепеха организует ряд экскурсий жите лей своего поселка на опытную стан цию. Они видят зелень, сады, пруды, убеждаются, что и в унылой овечьей степи можно создать «рай земной», и строительство плотины захватывает всех, становится общим делом. Чтобы сохранить как можно больше воды, в совхозе применяют метод наморажива
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2