Сибирские огни, 1949, № 1
* ** Действие повести Б. Костюковского «Снова весна» происходит в дни войны в тыловом госпитале. «Госпитальная» тема многократно разрабатывалась со ветскими писателями. Тем отраднее от метить, что даже после «Спутников» Пановой и «Повести о настоящем че ловеке» Полевого позесть Б. Костюков ского не воспринимается как повторе ние пройденного. Автор сумел свежо, по-своему показать будни лечебного учреждения, труд врачей, сестер, сани тарок, мысли и переживания раненых, внимание, которым окружает их не только медицинский персонал, но и на селение города. Много в повести большой человече ской теплоты, уменья видеть в людях хорошее, радоваться чистым и светлым отношениям, которые устанавливаются между ними. Вместе с тем автора ни как нельзя упрекнуть в приукрашива нии действительности, в стремлении за лить все розовой водицей. Нет, он от лично знает, что в жизни много тяже лого, мрачного, что горе есть горе, и часто оно бывает безутешным. Но горе легче переносить, если рядом чуткие, отзывчивые люди, а главное если ждет важная, нужная людям, работа, кото рую никто кроме тебя не сделает. У главного хирурга госпиталя — Семена Наумовича Лязера умирает горя чо любимая старушка-жена. Детей у них нет. Старик остается один. — Я не умею утешать, — говорит Лязеру на похоронах комиссар госпи таля Черемных. — Я знаю, как вам тяжело. Но вечером он приходит в комнату Лязера: — Хочу у вас заночевать. У меня вкомнате холодно. Не помешаю? — Нет, — отвечает врач. — Вы как раз во-время пришли. У меня, знаете, мысли невеселые. И через некоторое время спраши вает: — Скажите мне: вы сейчас ко мне пришли, как человек к человеку или как комиссар — по обязанности? Я же знаю, что в вашей комнате тепло. Ответ Черемных замечателен: — Я пришел к вам как человек и как коммунист,—и—как комиссар. Это одно и то же, Семен Наумович. Одно немыслимо без другого. Комиссару Черемных отведено в повести немного страниц, но образ этот — несомненная удача автора. Черемных вызывает искреннее уважение читателя, —и тогда, когда двумя—тремя фразами успокаивает упрямящегося раненого, взвинченного болью и неполадками при приеме в перегруженный гос питаль, и тогда, когда в период временных наших военных неудач проводит политинформацию, прямо и честно отвечая на тревожные во просы слушателей, и тогда, когда тактично, но твердо вмешивается во взаимоотношения лейтенанта ^Бело ноженко с санитаркой ' Настенькой. Чи татель чувствует, — хотя автор пре красно обходится без назойливого под черкивания этого обстоятельства, — что если работа в госпитале так спорит ся, если его коллектив дружен и спло чен, то в этом немалая заслуга комис сара. . Центральный персонаж повести — коммунист Николай Юдин поступает в госпиталь в тяжелом состоянии: у него отняты ступни ног, нет пальцев на ле вой руке и вдобавок началась гангре на правой. Консультант госпиталя хи рург Кричевский предлагает отнять руку — последнее, что, в сущности, осталось у Юдина. Но Лязер решает попытаться спасти руку. Он смело бе рет на себя ответственность за жизнь юноши. Б. Костюковский несколькими штри хами метко обрисовывает Кричевского — врача знающего, но холодного, рав нодушного к людям. «Кричевский, подходя к каждой по стели, глухо, отрывисто бросал: — Рука, нога, бедро? Было видно, что для него изолиро ванно существует только эта повреж денная рука или нога. «Нет, я не хотел бы лечь к нему под нож, — думал Черемных. — Для него человек это, действительно, только рука, нога, бедро, — операционное по ле, но не друг, не товарищ, за жизнь которого надо бороться вдохновенно, самоотверженно, забывая о себе са мом». Полная ему противоположность — главный хирург Лязер, любовно выпи санный автором. В раненом он видит прежде всего человека, и думает не только об исходе операции, но и о дальнейшей судьбе раненого. И когда Юдин выписывается из госпиталя, у Лязера такое чувство, будто он навсег да теряет очень близкого человека. Удался автору и образ сестры Стел лы, целиком отдающейся работе, не знающей ни сна, ни отдыха, всегда бод рой и деятельной. Она умеет заразить окружающих своей любовью к делу, к людям, жизнь которых поручена ее за боте. Ей удается так увлекательно рас сказать санитарке Настеньке о сложной пластической операции, проделанной в госпитале, что та решает посвятить се бя медицине и поступает на курсы ме дицинских сестер. Образ Настеньки, пожалуй, самый обаятельный в повести. Девушка любит лейтенанта Белоноженко, которого вы несла с поля боя и сопровождала в госпиталь. Но Белоноженко капризен, придирчив, свысока и насмешливо от носится к Настеньке, заигрывает с дру гими. Настенька находит силы преодо леть свое чувство. С хорошей улыбкой следит автор за возникновением и раз s. «Сибирские огни» № 1. 19,49 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2