Сибирские огни, 1949, № 1
ние, упадок, если не будет твердой ор ганизующей и вдохновляющей руки. А эта рука — партийное влияние, повсе дневная кропотливая работа командиров и политсостава по воспитанию бойцов. Ведь обучались и воспитывались вот инские части Советской Армии и в других, не столь суровых условиях, а выходили не менее стойкими и боеспо собными, чем батальон капитана Тихо нова. Убедительно показана во второй ча сти освободительная миссия Советской Армии, несущей новую жизнь порабо щенным и угнетенным народам. Нель зя без чувства гордости за свою стра ну читать сцены, рисующие встречу советских бойцов с китайцами: «В одном из распадков бойцы ви дят толпу полуголых людей. Люди бе гут к дороге, что-то кричат, машут ру ками... Большинство мужчин и жен щин обнажены и их бедра прикрыты тряпицами и козьими шкурами». — До чего довели самураи людей!— возмущается Тихонов. — Это же пер вобытные! Бойцы не выдерживают. Делятся с китайцами сухарями, консервами, одеж дой. Ненависть порабощенного китайского населения к японцам, их радость при виде советских воинов-освободителей хо рошо Нарисованы Г. Марковым. «Солдат пехоты» — талантливое, яркое произведение. Однако это не значит, что тема охвачена в нем с ис черпывающей полнотой. В связи с этим нам хочется сделать несколько общих замечаний. Большинство романов и повестей о Великой Отечественной вой не представляет пока что, в сущности, беллетризированные записки очевидцев! Их авторы — люди, вынесшие на своих плечах тяжесть войны, которым есть чем поделиться с читателем. Они рас сказывают о виденном и пережитом ими самими, что придает особую эмоцио нальность и убедительность их расска зу. Однако обобщающая сила таких произведений, как правило, невелика, и она тем незначительнее, чем менее су мел автор расширить свой личный опыт дополнительным изучением материала, обогатиться опытом других участников войны. Конечно, прежде, чем станет воз можным большое художественное обоб щение такого крупного исторического события, как Великая Отечественная война, должен пройти какой-то период предварительного накопления материа ла. Вспомним, что Отечественная вой на 1 8 1 2 года получила достойное от ражение в литературе лишь в 60-х го дах прошлого века, когда была напи сана «Война и мир». Ясно, однако, что в данном случае мы никак не можем «равняться по классикам» и что совет ский писатель, вооруженный ленинской теорией, способен и обязан неизмеримо быстрее справиться с задачей, на вы полнение которой раньше требовались десятилетия. И, рассматривая новое произведение о Великой Отечественной вбйне, мы невольно задаем вопрос, ка кой шаг сделал автор к той конечной цели, которая стоит перед коллективом советских писателей, — к созданию ши рокого полотна о Великой Отечествен ной войне? При всех достоинствах романа Г. Маркова, нельзя не отметить, что его содержание в значительной мере ограничено личными впечатлениями автора. Случайное, нетипическое нет- нет да и захватит его внимание, и тог да ощущение связи того узкого уча стка, на котором происходит действие, с общим ходом событий неизбежно ут рачивается. Когда необученный, неукомплекто ванный командирами батальон сразу же встает на охрану границы на ответ ственном участке, надо полагать, что мы имеем дело с каким-то исключени ем из правила, ибо во все время вой ны с Германией не было на Востоке недостатка в подготовленных, вполне боеспособных войсках. Конечно, по со седству с батальоном Тихонова должны были находиться такие войска. Но w романе мы их не видим, о них только упоминается. А вот как назначается командир ро ты. Тихонов приказывает имеющим- высшее образование бойцам выйти из строя и одного из них, Егорова, кото рый, как оказалось, был когда-то атте стован на командира взвода, тут же на значает командиром роты. Случай воз можный в той обстановке, но уж ни как не типичный. И если он нашел ме сто в романе, то, видимо, лишь пото му, что автор сам видел или испытал нечто подобное. Еще пример. Батальон Тихонова действует не на главном направлении» решает второстепенные задачи. И автор мало делает для того, чтобы расширить картину, дать читателю почувствовать подлинный размах событий. «Танковые корпуса могучим тараном раскроили Маньчжурию надвое. Армады тяжелых воздушных кораблей раскинулись на важнейшие пункты страны. В Мукде не, Порт-Артуре и других городах вы садились десанты советских воинов». Вот так, скороговоркой, сообщает ав тор о том, что делается на других уча стках фронта, но показать деятельность батальона так, чтобы ясно почувство валась роль и место ее в общем ходе событий, — эту задачу автор в романе не разрешил. Роман Г. Маркова — ценный, нуж ный вклад в литературу о Великой Оте чественной войне, но это еще лишь этап на пути к созданию, — может быть, тем же Г. Марковым,— большого художественного полотна о победе над Японией.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2