Сибирские огни, 1949, № 1

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Заметки о прозе 1948 года «Мы имеем право гордиться успе­ хами советского искусства и в послед­ нее время, в особенности, успехами со­ ветской литературы, что является не­ малым достижением направляющего руководства партии. Наша литература, кино и другие виды искусства все больше обогащаются такими произведе­ ниями, которые в своих образах рас­ крывают идейный смысл событий и ра­ боты людей советской эпохи». Эти слова тов. В. М. Молотова, ска­ занные в докладе о 31-й годовщине Ве­ ликой Октябрьской социалистической революции, содержат не только высо­ кую оценку работы советских литерато­ ров, но и прямое указание на то, ка­ кую задачу в первую очередь должны они решать в своем творчестве. Луч­ шие произведения минувшего года — «Далеко от Москвы» В. Ажаева, «Ка­ валер Золотой Звезды» С. Бабаевского, «Весна в Сакене» Г. Гулия, «Честь смолоду» А. Первенцева и другие — тем и ценны, что образно раскрыва­ ют «идейный смысл событий и работы людей советской эпохи». Богатство жизненных наблюдений и умение пра­ вильно, с больших идейных позиций их осмыслить соединяются здесь с горя­ чим стремлением авторов по-партийно­ му вмешаться в жизнь, ускорить ее движение, воздействуя на нее силой и средствами литературы. Тот факт, что художественное про­ изведение для нас, прежде всего, могу­ чее орудие идейного воспитания масс, налагает на писателя особую ответст­ венность, требует от него глубокого по­ нимания насущных задач современно­ сти и уменья рассматривать свой труд как часть единого общего дела строи­ тельства коммунистического общества. Требования эти велики. Но и по­ мощь, которую получает советский пи­ сатель, огромна. Главное в том, что, трудясь, он ясно видит перед собой ве­ ликую цель, общую со всем народом, что направляющая рука партии не поз­ воляет ему сбиться с пути, дает верный критерий для оценки роли и значения того или иного произведения литерату­ ры. Партия учит не зазнаваться, не по­ чивать на лаврах, ибо жизнь идет впе­ ред, и то, что вчера казалось удовлет­ ворительным, сегодня, может быть, во многом уже устарело, не годится. Осмысливать свои успехи и ошибки, делать выводы из пройденного пути, намечать перспективы на дальнейшее— в литературе не менее важно, чем в любом другом роде деятельности. Есте­ ственно поэтому, что хочется хотя бы бегло подвести итоги минувшего года на нашем, сибирском участке советской литературы. С чем пришли писатели Сибири к 1 9 4 9 году? Какие одержали победы и потерпели поражения? В этой статье мы коснемся только прозаических произведений, за исклю­ чением написанных на исторические темы, а также за исключением очер­ ков. Наиболее, крупными произведениями Этого рода, увидевшими свет в 1 9 4 8 году, можно считать роман Г. Маркова «Солдат пехоты», повести Б. Костю- ковского «Снова весна», А. Коптелова «Навстречу жизни» и А. Кожевникова «Живая вода». Разбором этих произве­ дений мы и займемся. * Роман Г. Маркова «Солдат пехоты» опубликован в «Сибирских огнях» (№ 5 за 1 9 4 7 г. и № 4 за 1 9 4 8 г.) и в Иркутском альманахе «Новая Си­ бирь», № 19 , а также вышел в Ир­ кутске отдельным изданием. Г. Марков избрал тему, которая еще не нашла в литературе сколько- нибудь яркого выражения: разгром японских империалистов. События романа развертываются в 1 9 4 1—1 9 4 5 гг. В первые же дни войны с Германией батальон капитана Тихонова прибывает в Забайкалье и располагается близ маньчжурской гра­ ницы. Он состоит из еще не обученных бойцов, далеко не полностью уком­ плектован командным составом. Обста­ новка трудная: унылое, безлюдное ме­ сто, голые, безлесные сопки. Здесь, в земле, твердой, как железо, бойцы са­ ми устраивают себе жилища. В первые же дни они видят, что и здесь, за тысячи километров от фронта, нужно каждую минуту быть готовыми дать отпор врагу: на ножке подстрелен­ ного голубя — колечко с запиской на японском языке. — Ясно. — говорит капитан Тихо­ нов, — в наших краях бродят не на­ ши люди и нам надо быть начеку. Не успел батальон устроиться, как японцы начинают провокацию. Их пе­ хотный полк со всеми приданными под­ разделениями подошел к границе и раз-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2