Сибирские огни, 1949, № 1
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Заметки о прозе 1948 года «Мы имеем право гордиться успе хами советского искусства и в послед нее время, в особенности, успехами со ветской литературы, что является не малым достижением направляющего руководства партии. Наша литература, кино и другие виды искусства все больше обогащаются такими произведе ниями, которые в своих образах рас крывают идейный смысл событий и ра боты людей советской эпохи». Эти слова тов. В. М. Молотова, ска занные в докладе о 31-й годовщине Ве ликой Октябрьской социалистической революции, содержат не только высо кую оценку работы советских литерато ров, но и прямое указание на то, ка кую задачу в первую очередь должны они решать в своем творчестве. Луч шие произведения минувшего года — «Далеко от Москвы» В. Ажаева, «Ка валер Золотой Звезды» С. Бабаевского, «Весна в Сакене» Г. Гулия, «Честь смолоду» А. Первенцева и другие — тем и ценны, что образно раскрыва ют «идейный смысл событий и работы людей советской эпохи». Богатство жизненных наблюдений и умение пра вильно, с больших идейных позиций их осмыслить соединяются здесь с горя чим стремлением авторов по-партийно му вмешаться в жизнь, ускорить ее движение, воздействуя на нее силой и средствами литературы. Тот факт, что художественное про изведение для нас, прежде всего, могу чее орудие идейного воспитания масс, налагает на писателя особую ответст венность, требует от него глубокого по нимания насущных задач современно сти и уменья рассматривать свой труд как часть единого общего дела строи тельства коммунистического общества. Требования эти велики. Но и по мощь, которую получает советский пи сатель, огромна. Главное в том, что, трудясь, он ясно видит перед собой ве ликую цель, общую со всем народом, что направляющая рука партии не поз воляет ему сбиться с пути, дает верный критерий для оценки роли и значения того или иного произведения литерату ры. Партия учит не зазнаваться, не по чивать на лаврах, ибо жизнь идет впе ред, и то, что вчера казалось удовлет ворительным, сегодня, может быть, во многом уже устарело, не годится. Осмысливать свои успехи и ошибки, делать выводы из пройденного пути, намечать перспективы на дальнейшее— в литературе не менее важно, чем в любом другом роде деятельности. Есте ственно поэтому, что хочется хотя бы бегло подвести итоги минувшего года на нашем, сибирском участке советской литературы. С чем пришли писатели Сибири к 1 9 4 9 году? Какие одержали победы и потерпели поражения? В этой статье мы коснемся только прозаических произведений, за исклю чением написанных на исторические темы, а также за исключением очер ков. Наиболее, крупными произведениями Этого рода, увидевшими свет в 1 9 4 8 году, можно считать роман Г. Маркова «Солдат пехоты», повести Б. Костю- ковского «Снова весна», А. Коптелова «Навстречу жизни» и А. Кожевникова «Живая вода». Разбором этих произве дений мы и займемся. * Роман Г. Маркова «Солдат пехоты» опубликован в «Сибирских огнях» (№ 5 за 1 9 4 7 г. и № 4 за 1 9 4 8 г.) и в Иркутском альманахе «Новая Си бирь», № 19 , а также вышел в Ир кутске отдельным изданием. Г. Марков избрал тему, которая еще не нашла в литературе сколько- нибудь яркого выражения: разгром японских империалистов. События романа развертываются в 1 9 4 1—1 9 4 5 гг. В первые же дни войны с Германией батальон капитана Тихонова прибывает в Забайкалье и располагается близ маньчжурской гра ницы. Он состоит из еще не обученных бойцов, далеко не полностью уком плектован командным составом. Обста новка трудная: унылое, безлюдное ме сто, голые, безлесные сопки. Здесь, в земле, твердой, как железо, бойцы са ми устраивают себе жилища. В первые же дни они видят, что и здесь, за тысячи километров от фронта, нужно каждую минуту быть готовыми дать отпор врагу: на ножке подстрелен ного голубя — колечко с запиской на японском языке. — Ясно. — говорит капитан Тихо нов, — в наших краях бродят не на ши люди и нам надо быть начеку. Не успел батальон устроиться, как японцы начинают провокацию. Их пе хотный полк со всеми приданными под разделениями подошел к границе и раз-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2