Сибирские огни, 1949, № 1
Это потому, что в демократическом Китае руководимый коммунистами на род в своих интересах и через свои вы борные органы власти воплотил в жизнь умышленно забытый Гоминданом простой и ясный принцип Сунь Ят-сэна: «Гэн чжэ ю ти тянь» («Земля тому, кто ее обрабатывает»). Летом 1 9 4 8 года, когда народно-ос вободительные армии очистили от реак ционных войск четыре провинции, на территории которых было создано де мократическое коалиционное правитель ство Северного Китая, председатель его Дун Би-у, выступая на съезде народ ных представителей, дал характеристи ку нового народовластия, подытожил некоторые достижения. «Наш съезд, — сказал Дун Би-у,— является съездом представителей новой власти освобожденных областей — вла сти революционной, народной, власти новой демократии. По своему характе ру она близка к той народной демокра тии, которая существует в странах Во сточной Европы — в Польше, Чехосло вакии, Румынии, Венгрии, Албании... Прежде всего, в освобожденных обла стях Северного Китая мы в основном уже разрешили аграрный вопрос. Лю ди, которые в прошлом имели очень мало земли или совсем ее не имели, сегодня получили землю равными наде лами по едокам. Класса помещиков, державшего в своих руках монопольное право на землю, больше не существует, ликвидирован феодальный гнет, изме нились производственные отношения. Изменился и самый облик деревни. Крестьяне получили основу, чтобы строить новую жизнь. Не будь этого условия, мы, конечно, не могли бы и думать о созыве такого съезда народ ных представителей!. Могущественному сатрапу Северно го Китая — маршалу Янь Си-шаню, фи лософствующему помещику и ростов щику, принадлежит крылатый афоризм: «Неорганизованный народ—пустой со суд, но народ организованный — источ ник неприятностей», нашедший в го миндановских кругах по справедливости заслуженную известность. Для гоминдановских «организато ров» народ действительно — источник угрозы их благополучию, рожденному грабежом, их власти, держащейся на угнетении. Но для подлинного вождя масс (что блестяще доказала китайская коммунистическая партия) организован ный народ — источник огромной мощи, неиссякаемой творческой энергии, несокрушимой воли. Компартия доказа ла и то, что она — единственная в Ки тае сила, которая сумела поднять и во оружить народные массы на войну с Японией, создать самую могучую армию, нанесшую противнику ряд чувствитель- 1 Цитируем по очерку А. Строганова «От Яньани до Харбина» (Путевые заметки), («Новое время» № 3, 1949 г.). ных ударов. Это признавали все, кто видел восьмую народно-революционную армию в дни войны, и даже сами япон цы. Весьма любопытный документ, из лагающий выступление командира деся той японской дивизии, содержится в книге «Вижу новый Китай» английско го журналиста Джорджа Хогга, рабо тавшего некоторое время на северо-за паде. «Политика китайских коммунистов,— заявил японский командир, — пред ставляет замечательный пример. Ком мунисты систематически организуют массовое движение. Они вооружают на род и завоевывают его доверие» >. Компартия оказалась единственной в Китае силой, защитившей своей армией кровные интересы китайского народа, на которые пытались посягнуть гомин дановская клика и воинствующая аме риканская реакция, отстоявшей завое вание народа, охранившей продукты его труда от империалистического грабежа и мобилизовавшей весь народ для вос становления разрушенного войной хо зяйства на демократических основах. «Новая демократия, которую для Китая сформулировал Мао Цзе-дун, — говорит профессор-искусствовед Ша Мэн, — это не только «политика». Это — революция во всем, в том числе и в культуре. Это — жизнь, воплоще ние вековых чаяний нашего народа». И мы видим теперь эту революцию во всех областях жизни демократиче ского Китая. На его территории, где еще немного лет назад царило беспро светное невежество, теперь развернуто семь высших учебных заведений, 2 1 0 средних, 88 тысяч начальных школ, тысячи клубов, сотни театров. Во Вну тренней Монголии создан мединститут, при котором оборудована клиника. Мы видим эту революцию в новых формах труда, в новом отношении к ТРУДУ. в новой его оценке. Когда и где- в гоминдановском Китае рабочие произ носили слово «соревнование», создава ли добровольные бригады, награжда лись почетными званиями и орденами? Вот несколько совершенно беспреце дентных для гоминдановского Китая примеров: Осенью 1 9 4 5 года вблизи Гирина хозяйничавшие там солдаты разрушили большую электростанцию, питавшую энергией Харбин. Рабочие решили восстановить бездействовавшую стан цию в Харбине. Во главе кол лектива, связавшего себя обязатель ствами по договору соревнования, стали; слесарь-монтажник Лю Ин- юань,’ котельщик Чжан Кэ-син и де вушка-инструктор Чжао Шу-юй. Хотя слишком трудна и ответственна была работа (нехватало материалов, машины 1 George Hogg ,1 see a new China", Lon don, 1945 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2