Сибирские огни, 1949, № 1

ума, ни таланта, ни чувства собствен­ ного достоинства, они чаще всего иг­ рают жалкую роль литературных по­ денщиков, готовых за доллар выпол­ нять любую черную работу на задних дворах господских домов. Главная их обязанность — переводить и восхва­ лять американскую литературу, приви­ вать соотечественникам вкус ко всему американскому: жить по-американски, одеваться по-американски, по-американ­ ски грабить и убивать, по-американски сходить с ума. Они принадлежат к низшим сферам новой американизированной китайской интеллигенции. Верхние этажи этой интеллигенции заняты фигурами поваж­ нее, вроде профессора Ху Ши (в прош­ лом философа толка Дьюи и буржуаз­ ного литературоведа, ныне гоминданов­ ского политикана и дипломата), Сунь Фо (тоже политикана, занявшего в но­ ябре 1 9 4 8 г. пост премьер-министра), известных нам Сун Цзы-вэня, Кун Сян- си и «высшей из высших», «несрав­ ненной из несравненных» — Сун Мэй- лин (жены Чан Кай-ши), язвительно называемой Стилуэллом «белоснежной» и «мадам-императрицей», о которой китайцы говорят, что она «больше аме­ риканка, чем сами американцы». Это — главные потребители амери­ канской «культуры». Они же и ее рев­ ностные проводники и пропагандисты. Об эффективности рвения этих культур­ трегеров мы можем судить по страни­ цам бульварной китайской прессы, дающей деловые и обстоятельные опи­ сания увеличивающихся из месяца в месяц жестоких расправ китайской мо­ лодежи с родителями, убийств отцов и матерей (случаев неслыханных и бес­ примерных в Китае!), по-американски организованных налетов на банки и ювелирные магазины, похищений детей богатых родителей с целью вымога­ тельства. Рвение, действительно, до­ стойное не столько изумления, сколько строгой тюремной изоляции за тяже­ лые преступления против нравственно­ сти. Прививая «отсталым» китайцам евою «передовую» цивилизацию, не за­ бывают американцы и о приобщении «азиатских варваров» к своим спосо­ бам делать бизнес и к своей манере развлекаться. Вот одно из американ­ ских «развлечений», сделавших сенса­ цию: Какие-то ловкие дельцы устроили в Шанхае ради потехи американских ре­ зидентов и пополнения собственных кар­ манов бега рикш («рикша-дерби»). По­ обещав крупные призы, они зазвали к себе голодных рикш и, выбрав 2 5 , наиболее выносливых, открыли состя- вание. Старт был дан на набережной реки Вампу. В коляски сели ангажиро­ ванные для этого случая отлично упи­ танные и шикарно одетые леди, и рик­ ши помчали их по маршруту протяже­ нием в пять километров. Устроители, сделав на рикш ставки и заключив па­ ри, словно это были конские бега, вскочили в автомобили и погнались вслед, свистом и гиканьем понукая бе­ гунов «набирать скорость». На фини­ ше американский полковник вручил по­ бедителю очень скромный денежный приз, а остальным, падающим от уста­ лости, разбитым и израненным участни­ кам «веселого» пробега не было пред­ ложено ничего, кроме... бесплатной ме­ дицинской помощи. «Я видел, — с негодованием сооб­ щает очевидец, — это отвратительное зрелище и слышал полный беспредель­ ной горечи возглас наблюдавшего эту . картину китайца: — Браво, Америка! Вот твоя циви- : лизация!» 1 I Та же «браво-цивилизация» насаж­ дает в Китае и самые уродливые фор­ мы рекордсменства. Печать то и дел» рекламирует сенсационные «американ­ ские рекорды», поставленные китай­ скими обжорами, пьяницами и даже наркоманами. Нанкинская газета рас­ хвалила недавно одного из «рекордсме­ нов», который сглотнул аквариум, зак­ лючавший 15 литров воды вместе с плавающими в ней живыми рыбками. С возмущением отворачиваются от этого мира роскоши и нищеты, оди­ чавшей цивилизации и цивилизованной дикости униженные и задавленные на­ родные массы американо-гоминданов­ ского Китая. Взоры их с надеждой и радостью устремлены на Север, где, за приближающейся к ним линией крово­ пролитных боев, в строгих, уверенных и незыблемо-величавых контурах воздви­ гается новый мир, свободный от импе­ риалистического угнетения и гоминда­ новского произвола, чуждый роскоши, но и забывший, что такое голод и ни­ щета, гулкий сумрак заколоченных фаб­ ричных цехов и унылая тишина забро­ шенных полей. В этом мире, который раньше име­ новали Пограничным районом Шэньси — Ганьсу—Нинся, а ныне, краткости ра­ ди, зовут «Шэньбэй» (северная часть провинции. Шэньси, где находится сто­ лица демократического государства го­ род Яньань), — все иное, все совер­ шенно непохожее на то, к чему люди привыкли с детских лет и к чему с тех же лет сохранили обиду и нена­ висть. Прогрессивный американский журналист Эпштейн выразил всю но­ визну и своеобразие этого мира в од­ ной фразе: «При гоминдановском господстве не­ возможна защита интересов крестьянст­ ва, при системе, установленной в осво­ божденных районах, невозможно игно­ рирование интересов крестьянства»2. 1 А. Синяцин «Письмо из Шанхая»^ («Новое время», № 25, 15/X1I, 1946 г.). 2 орПеш ih e dinmished devolution in China. Boston, 1947.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2