Сибирские огни, 1949, № 1
пролетариев, пожалуй, лишь наличием -оседлости, да несколько большим коли чеством дырявых брюк и изодранных .ботинок. Вот свидетельство другого очевидца: «Уровень жизни населения катастро фически падает. На улицах Шанхая и Нанкина нередко можно видеть, как ин теллигенция распродает с аукциона ■свои книги и научную аппаратуру, что бы купить еду. Профессора и писатели сплошь и рядом вынуждены заниматься каким-нибудь подсобным ремеслом, что бы обеспечить себе ежедневную пор цию риса»!-. . Трагизм современной действительно сти гоминдановского Китая усугубляет ся ^резкостью светотеней и ослепляю щей яркостью контрастов. Стонущая нищета переплетается здесь с крикли вой резвящейся роскошью, безгранич ное уныние — с неудержимым пьяным весельем, а над всем этим царит дух сумасшедшей спекуляции подлинно аме риканского типа. Небезинтересно приве сти свидетельство еще одного, наиболее компетентного в этих делах, «очевид ца» , который в 1 9 4 7 году счел своим долгом адресоваться к народу с ново годним воззванием по радио. Сей «оче видец» — сам Чан Кай-ши. «Наша национальная мораль приш ла в упадок! — возвестил народу гене ралиссимус. — Законным деловым кру гам каждый день угрожает банкротство, & спекуляция и погоня за прибылью находятся в полном разгаре. Спекулян ты становятся миллиардерами за одну -ночь... Стремление к удовольствиям и расточительности является господствую щим. Бедные умирают с голоду на ули цах. Но, несмотря на это, огромные суммы денег тратятся в больших ресто ранах и дансингах ради мимолетного веселья. Все это свидетельствует об от сутствии человеческого сочувствия. Честность считается педантизмом, а са моуважение — отсталостью... Я наде юсь, что все мои соотечественники будут иметь мужество и твердость занять ве дущее место в борьбе с позорными, трагическими и дурными привычками». Цитируемый нами «очевидец» из скромности умолчал, конечно, что глав ным маэстро этой спекуляции и акку мулятором этих «позорных», траги ческих и дурных привычек является он сам, его родственники и приспешники, относящиеся к числу тех, о которых говорит американский п у ' ицист Н. Пеффер в статье, опубликованной журналом «Харпере мэгэзин» в июле 1 9 4 7 года: «Некоторые из людей, решающих судьбы Китая, ничего не имеют против гибели своей страны, поскольку они са ми при этом наживаются; некоторые из них предпочли бы гибель страны, лишь 1 У Вэнь-дао «Силы прогресса победят!». ^«Литературная газета», №73, X1/IX, 1948 г.). бы не делить с другими права управ лять ею» . Разоряя китайскую промышленность, опустошая земледельческие поля, тол кая народ в пучину нищеты и культур ного одичания, «просвещенный» амери канский империализм ниспосылает ему в уразумение и утешение свой modus Vivendi , свою «цивилизацию», кото рая, по образному выражению В. И. Ленина, «значит: грабить — кто во что горазд», и свою «культуру», мертвя щую тупой ограниченностью, разлагаю щую сознание человека уголовщиной и грубой эротикой, доведенной до базар ной порнографии. Над гоминдановским Китаем клубят ся мрачные тучи, рассыпающиеся гряз ным дождем бандитских кинобоевиков, уголовных пьес, детективных романов, описывающих все способы садистиче ских убийств, все виды извращенной любви, все формы сумасшествия. «Голливудские фильмы занимают более 90% всего кинопроката в Китае. Сотням тысяч китайских кинозрителей ежедневно преподносят доказательства «превосходства» американской долларо вой цивилизации и «американского об раза жизни», который, судя по филь мам, складывается, главным образом, из посещения роскошных ателье мод и ночных баров, грабежей и убийств»1. Чтобы приобщить «невежественных» соотечественников к «великой амери канской цивилизации», закупленные Го минданом переводчики усердно перекла дывают на китайский язык бредовые романы Фолкнера, порнографические книги Генри Миллера, детективно раз влекательное чтиво Хомота, Чандлера, Райса. Прилавки книжных магазинов и полки библиотек пестрят изданиями с изображением на обложках мрачных личностей, вооруженных пистолетами и окровавленными кухонными ножами, и легкомысленно декольтированных, а те и совсем раздетых, девиц. Орошенная этими заокеанскими по моями, «расцветает» в Китае гоминда новская литература — крапива и черто полох одичавшей мысли, пропаганди рующая насилие над человеком и рас праву над культурой, зоо-шовинистиче- ский бред, сложившийся в государст венную «религию», основанную на культе китайского вождя и на поклоне нии американскому денежному сундуку. Во главе жрецов этой «религии» или, как выражаются в Китае, «гончих собак» китайского «цзунцая»2 и аме риканского дядюшки Сэма числятся: некий Чжан Дао-фань, признанный ли дер «литературных кругов», Гу Юй-си и Ли Чжан-чжи. Так как природа не от- пустила в удел этим «корифеям» ни 1 Ф. Терский «Американские нравы на китайской почве?». (Письмо из Китая). («Ли тературная газета», М 92, 17/XI. 1948 г.). 2 «Цзунцаем» (верховным лидером) рабо лепно именуют Чан Кай-ши его приспеш ники.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2