Сибирские огни, 1949, № 1

пролетариев, пожалуй, лишь наличием -оседлости, да несколько большим коли­ чеством дырявых брюк и изодранных .ботинок. Вот свидетельство другого очевидца: «Уровень жизни населения катастро­ фически падает. На улицах Шанхая и Нанкина нередко можно видеть, как ин­ теллигенция распродает с аукциона ■свои книги и научную аппаратуру, что­ бы купить еду. Профессора и писатели сплошь и рядом вынуждены заниматься каким-нибудь подсобным ремеслом, что­ бы обеспечить себе ежедневную пор­ цию риса»!-. . Трагизм современной действительно­ сти гоминдановского Китая усугубляет­ ся ^резкостью светотеней и ослепляю­ щей яркостью контрастов. Стонущая нищета переплетается здесь с крикли­ вой резвящейся роскошью, безгранич­ ное уныние — с неудержимым пьяным весельем, а над всем этим царит дух сумасшедшей спекуляции подлинно аме­ риканского типа. Небезинтересно приве­ сти свидетельство еще одного, наиболее компетентного в этих делах, «очевид­ ца» , который в 1 9 4 7 году счел своим долгом адресоваться к народу с ново­ годним воззванием по радио. Сей «оче­ видец» — сам Чан Кай-ши. «Наша национальная мораль приш­ ла в упадок! — возвестил народу гене­ ралиссимус. — Законным деловым кру­ гам каждый день угрожает банкротство, & спекуляция и погоня за прибылью находятся в полном разгаре. Спекулян­ ты становятся миллиардерами за одну -ночь... Стремление к удовольствиям и расточительности является господствую­ щим. Бедные умирают с голоду на ули­ цах. Но, несмотря на это, огромные суммы денег тратятся в больших ресто­ ранах и дансингах ради мимолетного веселья. Все это свидетельствует об от­ сутствии человеческого сочувствия. Честность считается педантизмом, а са­ моуважение — отсталостью... Я наде­ юсь, что все мои соотечественники будут иметь мужество и твердость занять ве­ дущее место в борьбе с позорными, трагическими и дурными привычками». Цитируемый нами «очевидец» из скромности умолчал, конечно, что глав­ ным маэстро этой спекуляции и акку­ мулятором этих «позорных», траги­ ческих и дурных привычек является он сам, его родственники и приспешники, относящиеся к числу тех, о которых говорит американский п у ' ицист Н. Пеффер в статье, опубликованной журналом «Харпере мэгэзин» в июле 1 9 4 7 года: «Некоторые из людей, решающих судьбы Китая, ничего не имеют против гибели своей страны, поскольку они са­ ми при этом наживаются; некоторые из них предпочли бы гибель страны, лишь 1 У Вэнь-дао «Силы прогресса победят!». ^«Литературная газета», №73, X1/IX, 1948 г.). бы не делить с другими права управ­ лять ею» . Разоряя китайскую промышленность, опустошая земледельческие поля, тол­ кая народ в пучину нищеты и культур­ ного одичания, «просвещенный» амери­ канский империализм ниспосылает ему в уразумение и утешение свой modus Vivendi , свою «цивилизацию», кото­ рая, по образному выражению В. И. Ленина, «значит: грабить — кто во что горазд», и свою «культуру», мертвя­ щую тупой ограниченностью, разлагаю­ щую сознание человека уголовщиной и грубой эротикой, доведенной до базар­ ной порнографии. Над гоминдановским Китаем клубят­ ся мрачные тучи, рассыпающиеся гряз­ ным дождем бандитских кинобоевиков, уголовных пьес, детективных романов, описывающих все способы садистиче­ ских убийств, все виды извращенной любви, все формы сумасшествия. «Голливудские фильмы занимают более 90% всего кинопроката в Китае. Сотням тысяч китайских кинозрителей ежедневно преподносят доказательства «превосходства» американской долларо­ вой цивилизации и «американского об­ раза жизни», который, судя по филь­ мам, складывается, главным образом, из посещения роскошных ателье мод и ночных баров, грабежей и убийств»1. Чтобы приобщить «невежественных» соотечественников к «великой амери­ канской цивилизации», закупленные Го­ минданом переводчики усердно перекла­ дывают на китайский язык бредовые романы Фолкнера, порнографические книги Генри Миллера, детективно раз­ влекательное чтиво Хомота, Чандлера, Райса. Прилавки книжных магазинов и полки библиотек пестрят изданиями с изображением на обложках мрачных личностей, вооруженных пистолетами и окровавленными кухонными ножами, и легкомысленно декольтированных, а те и совсем раздетых, девиц. Орошенная этими заокеанскими по­ моями, «расцветает» в Китае гоминда­ новская литература — крапива и черто­ полох одичавшей мысли, пропаганди­ рующая насилие над человеком и рас­ праву над культурой, зоо-шовинистиче- ский бред, сложившийся в государст­ венную «религию», основанную на культе китайского вождя и на поклоне­ нии американскому денежному сундуку. Во главе жрецов этой «религии» или, как выражаются в Китае, «гончих собак» китайского «цзунцая»2 и аме­ риканского дядюшки Сэма числятся: некий Чжан Дао-фань, признанный ли­ дер «литературных кругов», Гу Юй-си и Ли Чжан-чжи. Так как природа не от- пустила в удел этим «корифеям» ни 1 Ф. Терский «Американские нравы на китайской почве?». (Письмо из Китая). («Ли­ тературная газета», М 92, 17/XI. 1948 г.). 2 «Цзунцаем» (верховным лидером) рабо­ лепно именуют Чан Кай-ши его приспеш­ ники.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2