Сибирские огни, 1949, № 1
Дублина в своем повороте к марксизму, несомненно, испытала на себе в очень и очень, больших размерах влияние этого необыкновенно талантливого и не обыкновенно преданного своему делу революционера» i. Поэтому Владимир Ильич стремился встретиться с ним и вел переписку во время сибирской ссылки. Каждый день и каждый час своего невольного пребывания в Красноярске Владимир Ильич использовал для боль шой работы, для встреч с людьми, пре данными делу революции. В Красноярске родился и вырос ге ниальный русский художник Василий Иванович Суриков. Теперь его усадьба на улице Ленина (бывшей Благовещен ской) — мемориальный музей. В двух этажном крестовом доме экспонированы вещи, которыми пользовался великий художник. На стенах висят картины его работы. Во времена Владимира Ильича в до ме жил брат и другие родственники В. И. Сурикова, и художник часто на езжал в Красноярск. Узнав адрес Суриковых, Владимир Ильич пошел посмотреть, где рос ху дожник. Взглянул на дом с улицы, за шел во двор. Дом такой же, как мно гие другие в этом деревянном городе. Обшит тесом, покрашен зеленой крас кой. Двор отличался от других дворов только тем, что в глубине его стояла мастерская художника. Перед домом — узкая, едва проез жая улица. В лужах купались воробьи. Петухи разгребали оттаявший навоз и крикливо сзывали кур. Бродили свиньи в ожидании, когда нагреется грязь и в ней можно будет поваляться вволю. По шатким деревянным тротуарам проходи ли купцы в черных поддевках. Проплы вали сытые монахини. На тройках про носились пьяные золотопромышленники. В маленьких домиках, в сырых полу подвалах еще качались в люльках буду щие граждане великой страны, которым предстояло бессмертные картины своего гениального земляка сделать достоянием народа и о проникновенном мастерстве русского художника рассказать всему миру. А пока на фасадах золотились и кричали вывески: «Иконы и псалтыри», «Вина, спирт, водка Вытнова», «Желе зо Бревнова», «Шубы Раззоренного», «Кожи Конева», «Киоты и Евангелия». Пока горланили пьяные у ресторана «Европа», у портерной «Эрмитаж». По улице гнали партию колодников. В ка федральном соборе звонили к какому- то празднику очередного всепрощения. Владимир Ильич вышел из ворот до ма Суриковых, посмотрел на город, кач нул головой: — Д-да! — задумчиво сказал он сво ему спутнику. — Великие люди не осо бенно стесняются в выборе места для своего рождения. 1 В. И. Ленин, том XXVII, стр. 3 7 7 . Это было сказано за девятнадцать лет до смерти В. И. Сурикова. Мы ду маем, что Владимир ,Ильич первый на звал его, художника-сибиряка, великим человеком. 31 марта иркутский генерал-губерна тор распорядился: «Ульянов подлежит ■водворению в Минусинском округе». Владимир Ильич был доволен, что его отправляют не на север, а на юг, в «Сибирскую Италию», как называли тогда красноярцы Минусинскую котло вину. «Минусинск и его округ, — пи сал Владимир Ильич в письме к мате- рИр — лучшие в этой местности по пре восходному климату и по дешевизне жизни». Еще незнакомое ему село Шу шенское он в шутку называл Шу-шу- шу. Даже пробовал писать о нем стиха ми: «В Шуше, у подножьц Саяна...» Весна в тот год была довольно ран ней: 17 апреля (старого стиля) на Ени сее начался ледоход, а 3 0 апреля от правлялся вверх по реке первый товаро- пассажирский пароход «Св. Николай». На этом пароходе и выехал Владимир Ильич. На том же пароходе ехали Г. М. Кржижановский и В. В. Старков, назначенные в ссылку в с. Тесинское. Пароход по тому времени считался быстроходным, но против течения он шел очень медленно и только 6 мая прибыл в Минусинск, «город-село», как называл его Владимир Ильич. Маленький городок, в котором едва насчитывалось десять тысяч жителей, стоял на берегу протоки, на жесткой, сухой земле. Ветер подымал тучи пыли и гонял их по узким улицам из конца в конец. Кое-где на улицах зелеными кочками вздымалась незнакомая степная трава, похожая по густоте на осоку, но с прямыми, довольно широкими лезвия ми. Почему-то звали ее жалобно — пи- кулька. Одно трехклассное училище и четы рехклассная женская прогимназия •— вот и все учебные заведения этого городка. Но уже в то время городок был прославлен аптекарем Н. И. Мартьяно вым. Каждое лето Мартьянов, оставив вместо себя свою жену в аптеке Мали нина, где он служил, отправлялся в экспедицию по берегам Енисея и Аба кана. Собрал богатейший гербарий. По его инициативе археологи раскапывали курганы, и им удалось составить ред чайшую коллекцию бронзы. Он интере совался также историей края и жизнью кочевых племен, населявших Абакан скую степь. На средства, собранные пу тем пожертвований, он на углу Собор ной площади построил добротный двух этажный кирпичный дом и открыл в нем музей. Своей археологической кол лекцией этот музей быстро приобрел мировую известность. «Андроновская культура», «Карасук- ская культура», «Татарская культура» — эти наименования, заимствованные от названия местности, где были раскопа ны курганы, навсегда вошли в науку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2