Сибирские огни, 1949, № 1
на картах мира тем жирным кружком, каким обозначают только города перво классного промышленно-экономического значения. В 1 9 4 2 году, в один из самых труд ных месяцев Отечественной войны, в Новосибирске началось строительство завода тяжелых станков и крупных гид ропрессов. В тот год в Новосибирске был высокий представитель союзников. Ему показали площадку, рассказали, какой завод здесь возникнет. Он недо уменно развел руками. — Зачем вам строить такой завод, расходовать так нужные для войны средства? Тяжелые станки вам может поставлять Америка. Вот, например, фирма «Гиддинс » ... Но завод, конечно, строился. Под новый 1 9 4 3 год вагранка дала первый металл. У рабочих навсегда останется в памяти эта новогодняя ночь. Недостро енный завод стоял без крыши и стекол. Над ним было яркое сибирское звезд ное небо. Но люди смотрели не на не бо, а на пламя вагранки, зажженное их трудом и волей. И, как всегда в ново годнюю ночь, каждый думал о буду щем, о победе. И вот победа пришла. И когда в не забываемые майские дни площади на ших городов озарились огнями салютов, завод заводов начал работать. В 1 9 4 5 году он выпустил тридцать четыре се рийных станка. Но это было только начало. В 1 9 4 7 году завод уже выпу стил первый крупный ковочный паро гидравлический пресс и вслед за ним уникальный продольно-строгальный ста нок. На обском берегу родились маши ны такой мощи и такого профиля, ка ких еще не создавалось в Советском Союзе. Но и это было только начало. К 1 9 4 9 году завод заводов достиг такой зрелости, накопил такие силы, что ему стало подстать решать самые сложные задачи, — он начал производ ство исключительно одних тяжелых станков и крупных гидропрессов. На их корпусах сверкают выпуклые бук вы: «НЗТСГ»—заводская марка. Сей час на заводе идет сборка первого уникального расточного станка. Он бу дет мощнее, чем американские такого же типа, выпускаемые фирмой «Гид динс» . Без тяжелых станков и крупных гидропрессов не может жить страна. Они нужны для обработки многотон ных деталей турбогенераторов, шахт ных подъемников, корабельных меха низмов, маховых колес и многого дру гого. Лиши страну этих станков — и индустриальный рост ее затормозится. И вот сейчас, когда американцы чи нят нам препятствия в покупке тяже лых станков, нас это не волнует. В Си бири родился завод, который делает нашу страну независимой и в области тяжелого станкостроения. В этом факте примечательно не только то, что Сибирь стала настоль ко мощным индустриальным краем, что ей под силу тягаться с самыми инду стриальными странами мира. В Сибири выросли такие отряды рабочих, кото рые открывают новую по существу страницу технического прогресса нашей страны. А ведь еще их деды, как го ворит сибирская пословица, «колесного скрипа боялись». Когда закладывался «Тяжстанко- гидропресс», там было только одиннад цать человек, подготовленных для ра боты на таком заводе. Сейчас на «Тяж- станкогидропрессе» большой коллектив квалифицированных рабочих, и каких рабочих! Токарь Н. В. Захаров за два года и восемь месяцев выполнил вось милетнюю норму выработки. «Труд у нас, — писал М. И. Кали нин, — приобрел глубокое содержание, одухотворился великой идеей социализ ма, стал тем творческим началом, ко торое обновляет людей». Недавно Захаров выступил с лекци ей перед токарями Новосибирска о ста хановских нововведениях в токарном деле. Он сказал в этой лекции приме чательные слова: — Токарь, который знает не только обрабатываемую деталь и ее чертеж, но и дальнейшую судьбу детали, ее место и значение в механизме, для ко торого она предназначена, — . настоя щий советский токарь. Советский рабочий не просто созда ет те или иные детали к машинам. Он знает место и значение этих деталей в общегосударственном механизме. Работ тая у станка, он видит место своего труда в судьбе пятилетних планов всей страны. Это — новая черта в характе ре советского человека. * * * Токари Захаровы, слесари Карма- стины, механики Николаевы, машини сты Лунины, инженеры Кошурниковы, колхозники Ефремовы, Вычужанины, Ермолаевы, а их сотни тысяч, — это те герои, которые изменили облик Сибири. Это они, воспитанные партией Ленина—Сталина, работавшие Под муд рым водительством Сталина, нанесли на карту Сибири те пометки, которые были предначертаны великим Лениным.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2