Сибирские огни, 1949, № 1

Колхозник-ученый, колхозник-селек­ ционер, человек, который сам же пре­ творяет в практику свою мысль, свою новаторскую идею, — это то новое, что родилось у нас в Сибири, как и во всей стране, и получило широкое рас­ пространение. Таких людей появилось у нас уже тысячи. Это и новатор си­ бирского садоводства колхозник из ар­ тели «Объединенный труд» Павел Сергеевич Ермолаев, который Еывел совершенно новые, невиданные ранее плоды яблонь и в трудовом обиходе ко­ торого, кроме лопаты и топора, появил­ ся и микроскоп, и набор всевозможных химикатов, и пробирки для опытов, и аптекарские весы. Это и алтайский кол­ хозник Михаил Ерофеевич Ефремов, ко­ торый выступал с докладами на науч­ ных заседаниях Всесоюзной акаде­ мии сельскохозяйственных наук имени Ленина и стал родоначальником всесо­ юзного ефремовского движения в борь­ бе за высокие урожаи. * * Труд в нашей стране приобрел глу­ бокое содержание. С каждым днем ра­ стет в народе творческий почин, ини­ циатива, самодеятельность в работе. На наших заводах, шахтах, на новострой­ ках культивируются и получают все бо­ лее широкое развитие не только физи­ ческая сноровка, но и производствен­ ные наклонности и дарования рабочих. Не только руки, а и сама мысль рабо­ чих становится средством повышения производительности труда. На протяжении многнх лет среди па­ ровозников считался хорошим хозяином тот машинист, который при постановке локомотива на очередную промывку или «подъемку» записывал, как можно больше пунктов необходимого ремонта. Вот, дескать, как он заботится! Против этого восстал машинист Но­ восибирского депо Николай Лунин: чем больше пунктов, тем, значит, хуже ма­ шинист следил за локомотивом, — за­ явил он. Лунин разработал глубоко про­ думанную систему ухода за локомоти­ вом во время его эксплоатации и, стро­ го проводя эту систему, стал реже всех машинистов ставить свой локомотив на промывочный ремонт. И так как пере­ довое, наиболее совершенное всегда на­ ходит среди советских людей широкую поддержку и распространение, в нашей стране немедленно возникло широкое лунинское движение. Во время пребывания в Англии, вместе с группой депутатов Верховного Совета СССР, Лунин выразил однажды желание провести поезд по одному из участков английских дорог. Ему подали локомотив. Лунин, вооружившись мо­ лотком, осмотрел его и заявил озадачен­ ным хозяевам дороги: — Извините, господа, но на таком запущенном локомотиве я отказываюсь ехать. В нашей стране ни один маши­ нист не доводит свою машину до такого состояния. Когда Лунину подали другой паро­ воз, он, пользуясь своей системой вож­ дения, совершил блестящий рейс. Николай Лунин — это человек, кото­ рый соединяет в себе «два класса тру­ да», как писал Маркс, — физический . и интеллектуальный. Луниных у нас тысячи и десятки тысяч. Это и рабочий . Новосибирского оловозавода Гавриил Прошкин, устано­ вивший такую систему электропитания пылеуловительной установки, какой не было еще нигде на оловянных заводах и нет и сейчас ни на одном заводе Ев­ ропы и Америки. Это и механик одного из новосибирских заводов Капитон Ни­ колаев, который в результате большого творческого труда, вместе со своими то­ варищами освоил и собрал такие проек­ торы, которые превосходят цейсовские,. считавшиеся лучшими в мире. Это и слесарь Федор Кармастин, который изо­ брел роликовые алмазозаменители, внедрил в производство электропилы особой конструкции для резания метал­ лических труб. Это — многие и многие другие техники, механики, слесари, то­ кари, которые соединили в себе то, что- никогда не соединимо в капиталистиче­ ской стране: физический и интеллекту­ альный труд. * ** В 1 8 9 3 году на обском берегу был- инженер-изыскатель Н. Г. Гарин-Михай- ловский. Его поразила необычайная мощь реки, неисчерпаемые богатства тайги и сибирских недр. Он сказал тог­ да с восхищением: — Счастливейшая страна, Россия! Сколько интересной работы в ней, сколько волшебных возможностей, сложнейших задач! Никогда никому не завидовал, но завидую людям будущего, тем, кто будет жить лет через тридцать, сорок после нас. Гарин-Михайловский, наметил около деревни Кривощековой строительство железнодорожного моста через Обь и, таким образом, предопределил рожде­ ние Новосибирска. Мост был построен в 1 8 9 6 году. Подножиями кессонов он уперся в гра­ нитное ложе Оби и соединил западный и восточный участки Сибирской маги­ страли. Для регулярного движения, од­ нако, мост был открыт лишь через год. В 1 8 9 7 году В. И. Ленин ехал по вновь строящейся -железной дороге в сибирскую ссылку. Второго марта он отправил со станции Обь письмо род­ ным, в котором сообщал: «Я переехал сейчас на лошадях через Обь... Пере­ езд приходится делать на лошадях, по­ тому что мост еще не готов окончатель­ но, хотя уже возведен его остов». Судьба этого нового города на Оби. сложилась так, что к началу Великой Отечественной войны он был помечен;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2