Сибирские огни, 1949, № 1
яьдина разобьет баркас, перемелет, утопит людей. Но люди на баркасе не испытывали страха. В их борьбе со «стихией был тот душевный подъем, та уверенность в необоримости своей си лы, которые всегда дает коллектив. И они победили. Гавань была восстановлена, лесово зы спасены. Баркасы вернулись на бе рег и на каждом из них было по трид цать человек, как и тогда, когда они отчаливали от берега. Борьба со стихией на Батуринской судоверфи продолжалась полчаса. Но это были такие полчаса, в которых, как в капле, отразились установившиеся в нашей стране новые, социалистические отношения человека к человеку, новые ©тношения к труду, к государству. * * # Сибирские реки текут с юга на се вер, впадая в Ледовитый океан. Обь, Енисей, их притоки — какая это мог гучая и неограниченная сила для лесо сплава на Крайний Север! Какие капи талы можно было нажить, сплавляя по этим рекам дешевый сибирский лес к их устьям, а затем на специальных су дах — к портам безлесной Европы! В 1 8 9 8 году предприимчивый краснояр ский купец Шарыпов не устоял перед этим соблазном. Он закупил у государ ства один миллион деревьев и начал их плавить к устью Енисея. Но лес не до шел до устья. Суровая река разбила авантюрные замыслы Шарыпова. Сплав леса к самым северным в СССР широтам оказался по плечу толь ко советским людям. Его начали в 1 9 2 9 году. Сначала водили небольшие «трехрядки» объемом в три—четыре тысячи кубометров. Но вот советские лоцманы изучили трассу, инженеры изобрели способы управления плотами в пути, рабочие накопили опыт сплот ки и учалки, и на Крайний Север по шли тридцатитысячные плотокараваны. Они шли один за другим. Они шли из года в год. И к 1 9 4 0 году только по одному Енисею было сплавлено на се вер, к 70-й параллели, свыше миллио на кубометров леса! На Оби я встретился с Максимом Ивановичем Долговым, одним из луч ших наших лоцманов. Долгов рассказал мне, как он со своим коллективом сплавщиков провел от 5 6 до 70 граду са северной широты плот в 4 4 тысячи кубометров: 2 0 тысяч круглого леса и 2 4 тысячи пиломатериалов. Таких пло тов к 70-й параллели еще никто и ни когда не водил. Это был трудный рейс. Плот пыта лись задержать перекаты, шиверы, по роги, с ним боролись встречные и бо ковые ветры, на пути его вставали мо розы, глухие темные ночи. Но плот шел и шел, потому что людьми, кото рые им управляли, руководили законы коллектива, взаимной выручки, законы общественного социалистического долга. И человек оказался сильнее стихии. Максим Долгов привел свой плот на безлесный Ямальский полуостров, на звание которого на русском языке озна чает «Край земли». Это суровый кусок советской территории. Горе человеку, если пурга захватит его там в пути. В один миг занесет она снегом и нарты, и оленей, и самого человека. Но и там, на «краю земли», живут новые совет ские люди. На помощь человеку, за стигнутому бедой, они мгновенно посы лают и самолеты, и сотни оленьих уп ряжек, и лыжные команды, ибо нет для советских людей ничего важнее, как спасти человека. * ** В Сибири строится Южно-Сибирская железнрдорожная магистраль. Это са мое крупное, самое значительное же лезнодорожное сооружение послевоен ной сталинской пятилетки. Строительство ее подготавливалось, когда шла еще война. Изыскание трас сы Южсиба в самом глухом районе — в Восточных Саянах — началось в 1 9 4 2 году. Его вел талантливый инже нер А. И. Кошурников и его товарищи Алексей Журавлев и Константин Сто- фато. Они работали в труднейших ус ловиях. На пути их были непроходимая тайга, снежные горы Саян, горные по токи, опасные пороги на дикой и без людной реке Кызыр. Каждый километр им приходилось брать нечеловеческими усилиями. И вот, наконец, их, отрезан ных от мира горными кряжами, захва тила на реке зима. Шли дни, недели. Изыскательский отряд Кошурникова не возвращался. Сибтранспроект отправил самолеты, спасатецьные группы. Им удалось об наружить мешки с вещами, оставлен ные отрядом Кошурникова. Но это не помогло найти следы изыскателей. Лишь через год рыбак из поселка Нижняя Тридцатка случайно увидел в одной из проток останки человеческого трупа. Тут же была кожаная полевая сумка. В сумке оказался бережно за вернутым в непромокаемую бумагу дневник Кошурникова. Этот дневник и открыл тайну гибели отряда. На последней странице дневника 3 ноября была сделана скупая мужест венная запись: «Пишу, вероятно, по следний раз. Замерзаю. Вчера, 2 но ября, произошла катастрофа. Погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед и Костя сразу же ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров двадцать пять по льду с водой. К берегу добраться я ему помог, но не смог вытащить на берег. Так он зако ченел наполовину в воде. Я иду пеш ком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сего дня замерзну».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2