Сибирские огни, 1949, № 1

яьдина разобьет баркас, перемелет, утопит людей. Но люди на баркасе не испытывали страха. В их борьбе со «стихией был тот душевный подъем, та уверенность в необоримости своей си­ лы, которые всегда дает коллектив. И они победили. Гавань была восстановлена, лесово­ зы спасены. Баркасы вернулись на бе­ рег и на каждом из них было по трид­ цать человек, как и тогда, когда они отчаливали от берега. Борьба со стихией на Батуринской судоверфи продолжалась полчаса. Но это были такие полчаса, в которых, как в капле, отразились установившиеся в нашей стране новые, социалистические отношения человека к человеку, новые ©тношения к труду, к государству. * * # Сибирские реки текут с юга на се­ вер, впадая в Ледовитый океан. Обь, Енисей, их притоки — какая это мог гучая и неограниченная сила для лесо­ сплава на Крайний Север! Какие капи­ талы можно было нажить, сплавляя по этим рекам дешевый сибирский лес к их устьям, а затем на специальных су­ дах — к портам безлесной Европы! В 1 8 9 8 году предприимчивый краснояр­ ский купец Шарыпов не устоял перед этим соблазном. Он закупил у государ­ ства один миллион деревьев и начал их плавить к устью Енисея. Но лес не до­ шел до устья. Суровая река разбила авантюрные замыслы Шарыпова. Сплав леса к самым северным в СССР широтам оказался по плечу толь­ ко советским людям. Его начали в 1 9 2 9 году. Сначала водили небольшие «трехрядки» объемом в три—четыре тысячи кубометров. Но вот советские лоцманы изучили трассу, инженеры изобрели способы управления плотами в пути, рабочие накопили опыт сплот­ ки и учалки, и на Крайний Север по­ шли тридцатитысячные плотокараваны. Они шли один за другим. Они шли из года в год. И к 1 9 4 0 году только по одному Енисею было сплавлено на се­ вер, к 70-й параллели, свыше миллио­ на кубометров леса! На Оби я встретился с Максимом Ивановичем Долговым, одним из луч­ ших наших лоцманов. Долгов рассказал мне, как он со своим коллективом сплавщиков провел от 5 6 до 70 граду­ са северной широты плот в 4 4 тысячи кубометров: 2 0 тысяч круглого леса и 2 4 тысячи пиломатериалов. Таких пло­ тов к 70-й параллели еще никто и ни­ когда не водил. Это был трудный рейс. Плот пыта­ лись задержать перекаты, шиверы, по­ роги, с ним боролись встречные и бо­ ковые ветры, на пути его вставали мо­ розы, глухие темные ночи. Но плот шел и шел, потому что людьми, кото­ рые им управляли, руководили законы коллектива, взаимной выручки, законы общественного социалистического долга. И человек оказался сильнее стихии. Максим Долгов привел свой плот на безлесный Ямальский полуостров, на­ звание которого на русском языке озна­ чает «Край земли». Это суровый кусок советской территории. Горе человеку, если пурга захватит его там в пути. В один миг занесет она снегом и нарты, и оленей, и самого человека. Но и там, на «краю земли», живут новые совет­ ские люди. На помощь человеку, за­ стигнутому бедой, они мгновенно посы­ лают и самолеты, и сотни оленьих уп­ ряжек, и лыжные команды, ибо нет для советских людей ничего важнее, как спасти человека. * ** В Сибири строится Южно-Сибирская железнрдорожная магистраль. Это са­ мое крупное, самое значительное же­ лезнодорожное сооружение послевоен­ ной сталинской пятилетки. Строительство ее подготавливалось, когда шла еще война. Изыскание трас­ сы Южсиба в самом глухом районе — в Восточных Саянах — началось в 1 9 4 2 году. Его вел талантливый инже­ нер А. И. Кошурников и его товарищи Алексей Журавлев и Константин Сто- фато. Они работали в труднейших ус­ ловиях. На пути их были непроходимая тайга, снежные горы Саян, горные по­ токи, опасные пороги на дикой и без­ людной реке Кызыр. Каждый километр им приходилось брать нечеловеческими усилиями. И вот, наконец, их, отрезан­ ных от мира горными кряжами, захва­ тила на реке зима. Шли дни, недели. Изыскательский отряд Кошурникова не возвращался. Сибтранспроект отправил самолеты, спасатецьные группы. Им удалось об­ наружить мешки с вещами, оставлен­ ные отрядом Кошурникова. Но это не помогло найти следы изыскателей. Лишь через год рыбак из поселка Нижняя Тридцатка случайно увидел в одной из проток останки человеческого трупа. Тут же была кожаная полевая сумка. В сумке оказался бережно за­ вернутым в непромокаемую бумагу дневник Кошурникова. Этот дневник и открыл тайну гибели отряда. На последней странице дневника 3 ноября была сделана скупая мужест­ венная запись: «Пишу, вероятно, по­ следний раз. Замерзаю. Вчера, 2 но­ ября, произошла катастрофа. Погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед и Костя сразу же ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров двадцать пять по льду с водой. К берегу добраться я ему помог, но не смог вытащить на берег. Так он зако­ ченел наполовину в воде. Я иду пеш­ ком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сего­ дня замерзну».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2