Сибирские огни, 1949, № 1
опоясавшем гриву, появился майор Храмов с красным флажком. Он прошел от одного лога до другого и снова исчез где-то у бе резовой рощи. Вскоре там раздался сла бенький взрыв— отбой. И снова пошли машины по дорогам, -застрекотали жатки, загудели комбайны. Косари ушли в лога. Вязальщицы на по лях принялись за свою работу. Высокая грива казалась неузнаваемой: огромный вал сырой земли возвышался на равнине, подобно горному хребту. Далеко в окружности трава была или выдрана с корнем или приглажена так плотно, как не смогут сделать это сто тяжелых сталь ных катков. В логах белели голые кул тышки берез— не только без листьев, но даже без сучьев. Пахло сыростью, старым погребом и тухлыми яйцами. Инженеры, журналисты, кинооперато ры и фотокорреспонденты спускались в глубокий ров. Направо открывался выход в один лог, налево— в другой. Майор Храмов торопливо сообщал всем: — Пятьсот тонн взрывчатки соответст вует миллиарду лошадиных сил!.. — И, взглянув на своих слушателей, спрашивал: — Неплохо рванули, а? Одна секунда и выемка почти готова!.. Инженеры молчали. Они прошли по рву из конца в конец, останавливались внизу у бугров, и майор Храмов молча пошел за ними. Наконец, его переспросили: — Говорите, выемка готова? — Я сказал: почти готова... — Нет, тут еще надо поработать, — заметили ему. — Маловато вы заложили, просчитались... — Но, я думаю, — сразу сдался майор Храмов, — тысяч сто восемьдесят мы вы бросили... — Замеряем, увидим,— сказал началь ник производственного отдела полковник Полосухин. — Сто семьдесят тысяч, я ду маю, будет... — Мы и не брались выбрасывать все, что предусмотрено профилем,— напомнил Храмов. — Доделки после взрывов всегда бывают. Без этого нельзя. — Бывают, конечно... Но просчитались вы, надо было посильнее рвануть. Смот рите, на следующей выемке не подкачайте. И только теперь инженеры вспомнили про туес с медовым пивом, который при несли в подарок колхозники. — Надо вернуться к полосе пшеницы, — предложил один из них. — Да, нехорошо забывать про подарок, — поддержал второй. — Может, оно еще и неуспело согреться... 8 Рядом с выемкой, которую только что взорвали, был огромный лог е широким бо лотом. Там предстояло сделать насыпь вы сотой в двадцать два метра. В условиях лессовидных суглинков это дело сложное и ответственное. Возникал вопрос как уп лотнить грунт до его естественного состоя ния? Достаточно ли того, что он утрамбо вывается автомашинами, курсирующими от экскаватора до конца насыпи? Если ма шины своими колесами хорошо утрамбо вывают всю среднюю часть насыпи, то, как быть с бортами, где грунт ложится мягким слоем? Эти вопросы волновали не только строи телей Южсиба, но были новыми и весьма значительными для всех строителей желез ных дорог. Недаром из научно-исследова тельского института . железнодорожного строительства сюда на все лето приехала группа инженеров. В их задачу входило изучение поведения лессовидных суглин ков в высоких насыпях в разную погоду и в разное время года. На основе этого изучения предстояло разработать новые методы уплотнения грунта, обеспечиваю щие устойчивость таких высоких насы пей. Сложным сооружением была огромная, — длиною сто семь метров, — труба под этой насыпью. Труба на болоте. Для ус тойчивости ее фундамента инженеры-изые- катели предложили забить в грунт пятьсот свай. Строителей это не устраивало. Сваи могли отнять у них несколько месяцев. Да и расходы на них большие. Инженер Ф. А. Алексеев, начальник третьего строи тельного участка, предложил перенести трубу с середины болота к высокому косо гору. Там, по его расчетам, трубу можно было поставить на обычный каменный фундамент. Это ускоряло строительство в несколько раз и позволяло сэкономить полмиллиона рублей. Но проектировщики отстаивали свой вариант. Тогда создали комиссию под председательством старей шего инженера-строителя Виктора Викто ровича Межениноза, к мнению которого все прислушивались. У него огромный опыт. Свою работу по строительству дорог он начинал здесь, в Сибири, более пяти десяти лет тому назад. Его дядюшка ин женер Меженинов строил Великую Сибир скую магистраль. Виктор Викторович мо лодым инженером работал у него. Эа пол века он построил столько дорог, что наз вания их трудно перечислить. Теперь Вик тор Викторович считал за счастье, что ему пришлось участвовать в строительстве вто рой великой магистрали в Сибири.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2