Сибирские огни, 1949, № 1

опоясавшем гриву, появился майор Храмов с красным флажком. Он прошел от одного лога до другого и снова исчез где-то у бе­ резовой рощи. Вскоре там раздался сла­ бенький взрыв— отбой. И снова пошли машины по дорогам, -застрекотали жатки, загудели комбайны. Косари ушли в лога. Вязальщицы на по­ лях принялись за свою работу. Высокая грива казалась неузнаваемой: огромный вал сырой земли возвышался на равнине, подобно горному хребту. Далеко в окружности трава была или выдрана с корнем или приглажена так плотно, как не смогут сделать это сто тяжелых сталь­ ных катков. В логах белели голые кул­ тышки берез— не только без листьев, но даже без сучьев. Пахло сыростью, старым погребом и тухлыми яйцами. Инженеры, журналисты, кинооперато­ ры и фотокорреспонденты спускались в глубокий ров. Направо открывался выход в один лог, налево— в другой. Майор Храмов торопливо сообщал всем: — Пятьсот тонн взрывчатки соответст­ вует миллиарду лошадиных сил!.. — И, взглянув на своих слушателей, спрашивал: — Неплохо рванули, а? Одна секунда и выемка почти готова!.. Инженеры молчали. Они прошли по рву из конца в конец, останавливались внизу у бугров, и майор Храмов молча пошел за ними. Наконец, его переспросили: — Говорите, выемка готова? — Я сказал: почти готова... — Нет, тут еще надо поработать, — заметили ему. — Маловато вы заложили, просчитались... — Но, я думаю, — сразу сдался майор Храмов, — тысяч сто восемьдесят мы вы­ бросили... — Замеряем, увидим,— сказал началь­ ник производственного отдела полковник Полосухин. — Сто семьдесят тысяч, я ду­ маю, будет... — Мы и не брались выбрасывать все, что предусмотрено профилем,— напомнил Храмов. — Доделки после взрывов всегда бывают. Без этого нельзя. — Бывают, конечно... Но просчитались вы, надо было посильнее рвануть. Смот­ рите, на следующей выемке не подкачайте. И только теперь инженеры вспомнили про туес с медовым пивом, который при­ несли в подарок колхозники. — Надо вернуться к полосе пшеницы, — предложил один из них. — Да, нехорошо забывать про подарок, — поддержал второй. — Может, оно еще и неуспело согреться... 8 Рядом с выемкой, которую только что взорвали, был огромный лог е широким бо­ лотом. Там предстояло сделать насыпь вы­ сотой в двадцать два метра. В условиях лессовидных суглинков это дело сложное и ответственное. Возникал вопрос как уп­ лотнить грунт до его естественного состоя­ ния? Достаточно ли того, что он утрамбо­ вывается автомашинами, курсирующими от экскаватора до конца насыпи? Если ма­ шины своими колесами хорошо утрамбо­ вывают всю среднюю часть насыпи, то, как быть с бортами, где грунт ложится мягким слоем? Эти вопросы волновали не только строи­ телей Южсиба, но были новыми и весьма значительными для всех строителей желез­ ных дорог. Недаром из научно-исследова­ тельского института . железнодорожного строительства сюда на все лето приехала группа инженеров. В их задачу входило изучение поведения лессовидных суглин­ ков в высоких насыпях в разную погоду и в разное время года. На основе этого изучения предстояло разработать новые методы уплотнения грунта, обеспечиваю­ щие устойчивость таких высоких насы­ пей. Сложным сооружением была огромная, — длиною сто семь метров, — труба под этой насыпью. Труба на болоте. Для ус­ тойчивости ее фундамента инженеры-изые- катели предложили забить в грунт пятьсот свай. Строителей это не устраивало. Сваи могли отнять у них несколько месяцев. Да и расходы на них большие. Инженер Ф. А. Алексеев, начальник третьего строи­ тельного участка, предложил перенести трубу с середины болота к высокому косо­ гору. Там, по его расчетам, трубу можно было поставить на обычный каменный фундамент. Это ускоряло строительство в несколько раз и позволяло сэкономить полмиллиона рублей. Но проектировщики отстаивали свой вариант. Тогда создали комиссию под председательством старей­ шего инженера-строителя Виктора Викто­ ровича Межениноза, к мнению которого все прислушивались. У него огромный опыт. Свою работу по строительству дорог он начинал здесь, в Сибири, более пяти­ десяти лет тому назад. Его дядюшка ин­ женер Меженинов строил Великую Сибир­ скую магистраль. Виктор Викторович мо­ лодым инженером работал у него. Эа пол­ века он построил столько дорог, что наз­ вания их трудно перечислить. Теперь Вик­ тор Викторович считал за счастье, что ему пришлось участвовать в строительстве вто­ рой великой магистрали в Сибири.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2