Сибирские огни, 1948, № 6

Впрочем, во многих случаях автор и «того не делает. Если в случае с Анной Костиной есть хоть такой «намек» , то на 63 -й странице Макаров пишет в «Кулундинских заметках» : «Н аряду с Анной Костиной стали знамениты Иван Шувараков из колхоза имени Советов, Муса Нуртулов из кол­ хоза «Темпы» , Степан Голопапа из колхоза «Червонный хлебороб», Семей ДСухтин из колхоза имени Ленина, Ни­ колай Стусенко из колхоза «Красный О ктябрь» , Петр Нестеренко из колхоза «Память Ленина» . Ворох фамилий, но не люди! Есть в альманахе «Алтай» произве­ дения еще одного автора, тоже пол­ ностью посвященные неоглядным п ро ­ сторам Кулундинекой степи, но эмоцио­ нально являющиеся полной противопо­ ложностью очерковым работам С. Ма­ карова: это стихи Ивана Фролова (в первой книге альманаха — «Кулунда» , «Волшебная скатерть» , «Ночью»; во второй книге — «Озеро Яровое»). Н ельзя сказать, что все они одина­ ково хороши, более того, и «Кулунде» и «Волшебной скатерти» вредит чрез­ мерное пристрастие автора к «пейзаж ­ ной живописи» , как и к бесконечной словесной игре красками:, у него — и «желтый певуче-шумящий простор» , и «осени гладкое желтое платье блестит изумрудами круглых о зер» , и «осень шитую золотом скатерть на столе разо ­ стлать спешит» , и «зеленого бархата скатерть накрывает на стол весна» , и т . п ., что называется, без счета и без мерьт. Но, при всем этом — а, вернее, вопреки этому — подлинная поэзия нашей нынешней, колхозной степи про­ бивается и растет в размашистых, взволнованных строфах Ивана Фроло­ ва, хотя бы в том же стихотворении «Кулунда» , где воин-фронтовик во з­ вращается к родным просторам. Вот •сначала, еще в поезде он вспоминает их «широкую могучую красоту»: «Равнина! Равнина! Ни яра , ни пади. Здесь—царство метелей и вьюг... Как будто гористую землю разгладил Какой-то гигантский утюг. Здесь—самые смелые сильные ветры, В колодцах в жару—ледяная вода, Все люди здесь видят на сто километров: Полсотни — туда и полсотни — сюда!» Но не только этот яркий пейзаж, а неизмеримо большее волнует Ивана Ф р о ' оза , когда его герой уже шагает но родной Кулунде: «И так без конца, в этой шири бескрайней Иду и иду в лучезарный простор. Но вот человека в погонах комбайнер К себе поманил, завязал разговор ... Щекочут мне щеки и на ухо шепчут Колосья какую-то тайну полей. Комбайнер—в пылшце. И зубы, * как жемчуг, Сверкнули в счастливой улыбке светлей: — Подобной-то жатвы не видели деды, Вогата отменным зерном Кулунда! И тот, кто добился на фронте победы, Добьется победы на фронте труд а ...» Шаль, что последним по времени опубликования стихотворением Фроло­ ва оказывается пока «Озеро Яровое» , наиболее претенциозное из-за «томного зноя» и вечерней зари, сбросившей «платье сине-голубое», из-за «мра­ морного дна» и «белопенной соляной оправы» самого озера. Но в будущий рост понта, явно способного к углублен­ ной работе над темами современности, позволяет верить образная сила хотя бы маленького стихотворения «Ночью», где Фролов живописует и скупо, и зор ­ ко, и с большой лирической взволно­ ванностью: «Потемнело небо голубое, В воздухе истома разлита. И стоит, окутанная мглою, По-нэчному тихо Кулунда. Б ерезняк вблизи шумел листвою, Шелестел усталый ветерок, И, в последний ра з сверкнув звездою. Вдруг потух какой-то огонек: Это, с хоровода на полянке Возвратясь вечернею порой. Девушка, красавица-смуглянка, Выключатель тронула рукой ...» Вот — простая деталь в картине со­ временности, говорящая больше мно­ гих цифр, названий и фамилий, пере­ числяемых хотя бы С. Макаровым в его очерках. *я* В нынешнем году, на совещании ли­ тераторов Барнаула , Новосибирска и Москвы в Алтайском крайкоме ВКП(б) настойчиво звучала мысль о том, что краевому литературному коллективу ны­ не следует особенно серьезно продумать и поднять идейно-политический уровень литературной жизни в крае. Это абсо­ лютно верно, и некоторым дополнениям к этой мысли хочется посвятить конец настоящих заметок. Литературную жизнь на Алтае, несомненно, нужно расширить, оживить, углубить, но как это надо сделать? Очевидно, общими силами и самой общественности Алтай­ ского края, его литераторов, альманаха «Алтай» и силами их более опытных «соседей» — литераторов Новосибир­ ска, журнала «Сибирские огни» и, на­ конец, силами Правления ССП СССР и его органов — в том числе и «Литера­ турной газеты» , и журналов, и комиссии по работе с русскими писателями в рес-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2