Сибирские огни, 1948, № 6
ном направлении. Какое ж е право име ет критик Б . Пасынков барски-прене брежительно отмахиваться от анализа его басен и заявлять - в порядке «при говора» , что в них нет ничего нового, отведя к тому ж э на все басни ... одну пустую бездоказательную ф разу в сво ей ре елзии? Хотелось бы кратко, но особо ска зать об Алексее Сотникове. Не потому, что он много написал или есть основа ния выделить его в качестве какого-то «мэтра» краевой литературной группы, но, судя именно по тому немногому, что им напечатано, Сотников, сравни тельно с другими молодыми поэтами края , более требователен к себе. Как хорошо и просто его стихотворение «У тро» , напечатанное во втором номе ре альманаха «Алтай» : «Мной по-особому любима З а р а холодной синева, Когда мороз неповторимо На окнах вяжет кружева. В такое утро, как в поэму, Мне вникнуть хочется скорей. И на снегу читать, как Ерэма, Следы горячие зверей . Молочным воздухом напиться, И на прямую — через гать — З иуы начальную страницу Упругой лыжней линовать. Промчаться полем опустелым, Залюбоваться на лугу, Как в белых ш алях гнутся ели, Чуть не до пояса в снегу; Как на земле необозримой Салютом утру и снегам Из белых труб знамена дыма Село взметнуло к небесам. Потом веселым, разогретым , Устало двигаться назад. Со звеньевым у сельсовета Курить пахучий самосад. Любовно слушать, дым пуская. Что замело уже лога, Что непременно к урожаю Такие пышные снега» . Тут общих фраз нет и в помине, это написано и лирично, и в то же время в боевом, внутренне-приподнятом, душ ев но-оптимистическом стиле. Необходимо подробнее остановиться на произведениях местного автора, наи более связанных с Алтаем тематически и к тому ж е наиболее крупных (срав нительно с другими) по объему, — на работах С. Макарова. Если драматур гический опыт С. Макарова — пьеса о Кулунде — еще не завершен и, во вся ком случае ,, не опубликован пол ностью, то вполне возможно судить о прозе тов. Макарова, поскольку он •публиковал уже и книгу «Песня в степи» (тоже о Кулунде), а в первом номере альманаха — пять глав «И з ку- лундинских заметок». Привлекает в этих работах обилие наблюдений, вернее, фактического ма териала. Чувствуется, что поездка Ма карова в Кулунду — не гастроль, как бывает у иных очеркистов: приехал, пробыл полчаса и уехал ... Даже и не- зная, сколько времени Макаров был в колхозах , в МТС, в среде знаменитых комбайнеров Кулундинской степи, — чувствуешь, что он многое видел и многое увидел. Но ... многое ли сумел он изобразить? На это можно ответить лишь отри цательно: изобразительные средства и в «Кулундинских заметках» и в книге Макарова, к сожалению, очень ограни чены. В альманахе «Алтай» № 1 «Кулун- динские заметки» начинаются с про стых, но верных и нужных читателю наблюдений в первом очерке «Обоз в сте и» . Там есть, в частности, приме чательный разговор председателя кол хоза с секретарем райкома партии, р а з говор, как будто возобновившийся пос ле короткого перерыва, свидетельст вующий и о взаимопонимании, и о дружной работе, но оказывается , что в очерке — это только «намек на тему» : дальш е у автора действие не разверты вается, не видны и главные меры, при нимаемые секретарем райкома и други ми руководителями на месте для обес печения успеха сельскохозяйственных работ, а оттого и остальное звучит не столь правдиво и убедительно, как н а чало этого очерка. На второй, напри мер, его странице секретарь Кулундигг- ского рай тома партии Иван Ильич Вет ров говорит по поводу плохой работы тоанспортной бригады в колхозе имени Буданного: «Анну Костину надо бригадиром по ставить» . — Почему? — вправе спросить чита тель, не знающий ничего о Костиной. И если она не показана вначале, то дол жен же автор хоть потом показать эту женщину в борьбе за доверенное ей д е ло! Но на следующей же Странице чи таем: « . . .В о мгле лунной ночи встречается обоз. Машина останавливается. Иван Ильич спрашивает: — Чей? — Буденновский! — отвечает звон кий девичий голос. — Здравствуй , Аннушка, — гово рит Ветров подбегающей к машине д е вушке. Анна Костина — знаменитый теперь в Кулунде бригадир транспортной бригады » . Оказывается, Костина уже стала знаменита на всю степь, но мы не ви дим, как это произошло: мы знаем толь1о, что в жизни это бывает ина че, чем в неубедительном очерке Ма карова, где автор заставляет нас ве рить ему на слово, ограничиваясь лишь намеками на начало и конец того или иного эпизода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2