Сибирские огни, 1948, № 6
БИБЛИОГРАФИЯ Больше требовательности к себе! Первый номер альманаха «Алтай» привлек известное внимание к литера турному коллективу края. Самый факт выхода этого альманаха положил нача ло выявлению новых молодых лите ратурных сил, привлеченных альмана хом наряду с авторами, бывавшими или жившими в Сибири, а теперь работаю щими в Москве, как Алексей Колосов, Александр Яшин, Сергей Островой и Е ли зар Мальцев. Как и для любой местной литературной группы, для н а ших товарищей-алтайцев полезно и ж е лательно творческое содружество на страницах местного альманаха с писа телями Москвы и других областей и краев , особенно тогда, когда это содру жество не случайно, а органично, когда товарищи пишут на темы , которые объединяют их с местным литератур ным коллективом. По адресу первого алтайского альма наха на совещании писателей-сибиря- ков, проведенном «Сибирскими огня ми» , было немало критики, и надо признать, что положительная оцен ка, которая дана была тому ж е альма наху И. Рябовым в «Литературной га зе те» , при всей своей справедливости не снимает этой критики. В самом деле, какова вся суть, вся направленность статьи И. Рябова «Местная тема в местном альманахе»? (См. «Литературную газету» № 41 от 2 2 мая с. г.) . Эта суть отлично вы р а ж ена как ра з тем абзацем статьи, кото рый имеет отношение и к алтайскому альманаху («Алтай» № 1): «Достоинством альманахов «Крым» (Симферополь), «Зем ля родная» (Пен за ), «Дон» (Ростов), «Ярославль» , «Алтай» (Барнаул) является то, что они публикуют очерки, посвященные нашим дням, делам наших современников, ге роев всенародной борьбы за сталин скую пятилетку. Дыханием социалисти ческого века веет на читателя со стра ниц этих книг. Эти книги выполняют свое главное назначение — живописать соврем енность» ... Н ельзя не согласиться с этим вер ным и ценным наблюдением автора статьи в «Литературной газете» , в частности по отношению к очеркам А. Колосова «Н а Алтае» («С вадьба» , «Душа ж ел ае т» , «Дочь народа») , или, например, к лучшим страницам коррес пондентских записок О. Огнева «Весна 1 9 4 7 года» и к свежему, хоть и до садно короткому очерку И. Кожевнико ва «Хлеб» в альманахе «Алтай» № 1. Но в том же альманахе читатель нахо дит, к сожалению, и такие очерки, где прекрасная , волнующая читателя, тема вдохновенного труда алтайских хлебо робов на благо Родины производит впечатление лишь обилием собранного автором фактического материала, а от нюдь не качеством его изложения, как, скажем , в «Кулундинских заметках» С. Макарова, о которых далее пойдет речь более подробно. Что ж е касается полуочерков-полурассказов А. Демчен ко, Б . Аверченко или цикла полугазет- ных зарисовок В. Бирюкова, то лиш ь первый из этих авторов избегает «пре- выспренных слов» и «мелодеклама ции» , справедливо осуждаемых И. Р я бовым в вышеупомянутой статье; остальные — в откровенном противоре чии с весьма скромными достоинствами собственного текста — безуспешно пы таются «разукрасить» его хотя бы громкими заголовками: «Герой Кулун. ды » , «Так велит сердце» , «Золоты е р у к и » .. . Думается, было бы лучше, если бьг первый номер альманаха «Алтай» вы шел в свет позже, но был более дора ботанным и, в частности, по-настояще му отредактированным: тогда в нем не было бы, вероятно, той назойливой стандартности в язы ке , при которой чуть ли не в каждом очерке про того или иного человека непременно гово рится, что у него «золотые р у к и » . Второй номер альманаха, вышедший в середине 1 9 4 8 года, несомненно, я в ляется шагом вперед в этом отношении, хотя и в нем есть целый ряд недостат-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2