Сибирские огни, 1948, № 6
Поднимают лошадей и задают им све жего сена. Тетушка Капитолина достает бутылку с соской и дает ее козленку. Июник тычет своим черным, будто покры тым лаком, носом и пьет, закрывая глаза, вздрагивая маленьким, нежным тельцем. Пассажиры ожили. Они припоминают все подробности только что перенесенного на пороге. — Не удержался! — говорит один из команды топографов. С него струей стекает вода. — А ведь как стоял! Ру ку просунул под гребь и все-таки снесло. Вал такой катанул, думал, что гора на меня свалилась! Пассажиры хохочут. Паву стоит на первом ставе, спиной к балагану, курит трубку и смотрит впе ред, любуясь красотой гор. — А какие лоцманы — араты! —- указывая на Паву, говорит тетушка Ка питолина. — Хорошие лоцманы! Иные и русским не уступят. Совсем недавно толь ко скот пасли, жили в юртах, беднота, неграмотность, одни болезни. А сейчас не узнать людей. В колхозах, на фермах, всюду нашли себя и стали настоящими людьми. Хорошие люди!.. Паву не слышит, что говорит тетушка Капитолина. Он стоит и смотрит, как с диким грохотом и шумом, разбрасывая в стороны брызги, летят в Енисей речки Большая О, Ожу... Кончаются горы. Далеко позади оста ются незабываемые леса Тоджи. Позади остается верховье Енисея. И я опять невольно, окидывая мыслен ным взглядом пройденный путь, начинаю думать о нашем фильме. Он должен рас сказать о богатстве нашей сибирской земли, о ее людях, их делах, о героизме, проявляющемся повседневно в будничной работе. Постороннему глазу, пожалуй, по- прежнему невозможно обнаружить един ство и целостность общей картины во мно жестве заснятых кадров, сценок, кусков. Это — отрывочные зарисовки, наброски, вроде тех, какие обычно делает художник, прежде чем приступить к работе над большим полотном, или еще точнее — это путевые заметки кинорежиссера, которые он, в отличие от журналиста, наносит не карандашом на бумагу, а на кинопленку с помощью киноаппарата. Мне уже ясна общая структура фильма, я вижу его пе ред своими глазами, дополняя кадрами, которых еще нет, но которые обязательно будут засняты там, куда мы теперь на правляемся, покидая выжженную солнцем тувинскую степь, похожую на огромную чашу, окруженную со всех сторон горами. Мы едем дальше, на север по Енисею, продолжать киносъемки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2