Сибирские огни, 1948, № 6
— Посмотрите хорошенько, чтоб ничего лишнего на плоту не было, — кричит Паву гребцам. — Это верно, — соглашается один из топографов, — а то вот такая палка уда рит на пороге, так без руки или без ноги будешь! Гребцы связывают бочки, шкуры, под вешивают запасные греби. Пассажиры садятся на невысокий помост, устроенный на втором ставе. На плот заводят лошадей и привязывают их около балагана. Паву смотрит на небо и горы. День разгорается тихий, прозрачный, солнечный. — Погоды не будет! — говорит Паву. — Можно плыть! На его языке слова «погоды не будет» заменяют выражение «не будет дождя, ветра». Паву бежит по бревну, ловко баланси руя. — Убирай снасть! — Вправ-ва-а нос-с! Носовой став разворачивается и увле кает за собой плот. Берег удаляется. Лю ди машут руками уходящему плоту. Вдоль берега бежит одна из дочерей тетушки Капитолины, кричит ей: — Не забудь отбить телеграмму, маму ля! Телеграмму! — кричит она, приста вив ко рту руки и, запыхавшись от бега, останавливается. Плот несется к Саянам. ...Тот, кто впервые попадает в эти ме ста, невольно задает себе вопрос: где же путь голубой реки? Где она нашла себе дорогу, чтобы пробиться среди узких ущелий и могучих громад камня? Горы теснятся. Они сужаются, как бы сговорившись заковать реку, задержать ее. И вода, словно спрессованная скалами, кажется плотной, течение ее медленнее. Богатырь напрягает силы, готовясь к поединку с камнем. Все тоньше и тоньше русло... Кажется, будто оно вот-вот пре рвется. Наконец, сплошная стена преграж дает путь реки. Река -с размаху ударяется в скалу и круто сворачивает в узкое ущелье. Когда приближаешься к порогу, возни кает пепередаваемое чувство — не стра ха, нет, а чего-то неиспытанного., неизве данного и загадочного. Это чувство появ ляется у всех пассажиров, и они сидят тихо, не разговаривают. Даже команда Паву звучит не так громко, как обычно. Теперь и он говорит спокойно, умеренно. — Подравняй влево! — Вот так, хорош! Рев порога, еще скрытого за поворотом,, слышен издалека. Шум у него гулкий » предостерегающий. Попадающиеся на пути белые валуны пенятся, вокруг них бур лит, кипит вода. Порог все ближе. Плот идет к нему медленно, точно опасаясь чего-то. Пасса жиры становятся у переднего и заднего- гребов. Три человека держат штатив ки ноаппарата. Я упираюсь ногами в бревна и приготавливаюсь снимать автоматиче ским ручным киноаппаратом. До порога остается несколько метров, и тогда лоц ман отдает отрывистую команду: — Греб, на балаган! Гребцы дружно подхватывают греб к вытаскивают его. Плот отдается воле и. течению воды. Я не вижу порога, потому что сижу спиной к нему. Какая-то неведомая сила подбрасывает плот вверх, раздается ог лушительный удар, трещат бревна и все тонет в хаосе страшного шума. Сбоку проходит вал, он наклоняет плот в сто рону и встряхивает его так, что три ло шади, стоящие около балагана, падают на1 брюхо. Глаза у них широко открытые, испу ганные... Между первым и вторым валом есть не большое пространство спокойной воды.. Второй вал находится за крутым поворо том. Гребцам нужно сделать три-четыре взмаха гребом, чтобы успеть выровнять, плот. — Вправо нос! — кричит Паву. Сколько нужно силы, чтобы перекрыты ,этот дикий шум и рокот. — На балаган! Снова удар. Меня отбрасывает, я едва не вываливаюсь за край плота. Но продол жаю крутить ручку. Работа аппарата не слышна, однако я вижу, как вращается заводной ключ, и поэтому спокоен: аппа рат действует. Проходим третий, последний вал. Вода кипит и играет бревнами, как клавиату рой рояля. Но вот плот вылетает из бур лящего потока и несется вниз. Река име ет уже видимый наклон. Она как бы выр валась из цепких гор и теперь свобондо катится между них, как в огромной трубе. — Все! — говорит Паву. Он утирает рукавом вспотевшее лицо, на ходу пьет из ладошки воду и, шутя, отдает команду: — Вари чай! — Вот и слава богу! Теперь правда все! И хорошо, что в потреб не угодили, — говорит тетушка Капитолина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2