Сибирские огни, 1948, № 5
ра приведем полностью одно из ма леньких стихотворений сборника: Коль встретишь ты кого из тех, Кто переменчивей погоды- Кто забывает без помех Любовью скрашенные годы, Такого другом не зови, Сердечной близостью не жалуй: Кто может изменить в любви, Тот и в бою предаст, пожалуй! Если не считать некоторых неудач ных, искажающих смысл, определений (например, «без помех» или «скрашен ные»), то стихотворение звучит убеди тельно. Но большая тема моральной чистоты, верности, принципиальности не раскрыта здесь поэтическими средства ми, присущими данному автору — да, в сущности и поставлена не им. Это во- сьмистрочье воспринимается просто как «слепок» с чужих стихов: читатель ви. дит здесь, что Юдалевич явно «жалует сердечной близостью» С. Щипачева. Мы говорили выше, что, читая Левитан- ского, порою вспоминаешь Н. Тихоно ва. Но здесь — другое: в приведенном стихотворении Юдалевич полностью подчиняется внешнему «давлению» и как бы растворяет в нем свою литера турную индивидуальность. Вот этого молодому поэту нужно серьезно опа саться и решительно бороться за свой творческий «суверенитет»! Порою Юдалевич как бы перепевает на свой лад то или иное определенное стихотворение Щипачева. Есть, к при меру, у этого автора стихотворение «О седине» (в нем рассказывается «о том, как в двадцать лет седели и не старели в шестьдесят»). Под тем же названием и в том же ритмическом рисунке рас сказывает о преждевременно поседев ших воинах и Юдалевич, предлагающий читателю неуместный, дешевый калам бур: «Не дома же они сидели, когда седела голова!»- Воспроизводит Юдале вич также замысел и сюжетную схему щипачевского стихотворения «Мне гла за твои забыть едва ли». Но здесь его постигает столь разительная неудача, что на ней необходимо остановиться поподробнее: Мне нравятся Ваши глаза, Такие они голубые, В них светлого дня небеса И радости наши земные. В них поезду третьи звонки, Просторы степей ветровые, Глубины широкой реки, Стихов заревая стихия. И если по правде сказать, Хотя и люблю я другие, Мне нравятся Ваши глаза, Такие они голубые. Если не отличается особенной глуби ной и упомянутое стихотворение Щипа чева, то, тем не менее, тон его лишен всякой пошловатой слащавости, и чув- етво лирического героя к другой жен щине утверждается в нем не между прочим, а серьезно и взволнованно. И в нем явно ощутима стилистическая ма нера Щипачева. Стихотворение же Юдалевича, копируя чужую схему, вместе с тем поэтически совершенно беспомощно. Оно гораздо дальше от своего «оригинала», чем от тех сладеньких стишков с гроше- выми чувствованьицами, которые лет сорок-пятьдесят назад украшали альбомы сентиментальных гимназисток! К сожалению, оно не единственное. Немногим значительнее «В летнем го роде» и «На глухом далеком полустан ке». В первом из них так обрисован город: Люди пиво пьют, вместо чаю, Ждут, что дождь вприпрыжку проскачет. Даже зданья, кажись, скучают. Очень хочется им на дачу. А надоедливые мальчишки «просят вычистить сапоги» (себе?). Вот и все! Вероятно, именно в этом городе и со чинены стихи о «голубых глазах»! Герой второго стихотворения изны вает в тоске по незнакомой девушке, увиденной им .из окна вагона, стремит ся встретиться с ней, ибо тогда бы он «не мечтал, не думал ни о чем... пере стал томиться и грустить... никогда бы с нею не заспорил» и прочее. Не говоря уже о литературном уров не этих стихотворений, уместно заду маться над вопросом: какую дату по ставить под ними? 1 8 8 8 год? Или еще раньше? Если в ряде стихотворений Юдалевич передает новый облик, но вый душевный строй человека социали стической эпохи, мысли и переживания героя нашего времени, и находит для них свои образы, свои слова, то порою ему явно изменяет чувство современ ности. Показательно, что именно тако го рода пустые в идейном отношении стихотворения отличаются совершенно очевидной художественной беспомощ ностью. Но есть среди стихотворений Юдале вича и такое, которое глубоко ошибоч но по самому замыслу, несмотря на то, что время действия его весьма опреде ленно: Лицом к лицу сойдясь с врагом, Без автомата, без гранат, — Оружьем верным — кулаком Дерется на-смерть наш солдат. Он в злобе вымолвил ворчливо, Свалив противника на снег: —Куда ты лезешь, фриц паршивый? Я все же русский человек! Помимо того, что это просто — очень плохие стихи, здесь есть две грубых ошибки. Во-первых, моральное, идейно-политическое превосходство со ветского человека подменено некиим «мускульным» превосходством. А, во- вторых, независимо от намерений авто ра, здесь звучит непонятное и неожи 9. «Сибирские огни» № 5, 1948 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2