Сибирские огни, 1948, № 5
Сравнить древние валуны с чем-то былинным — это счастливый поэтиче ский замысел, но «песня» здесь явно не уместна. Крылатая йо своей приро де, она не может «лежать» тяжелым, неподвижным камнем. Иначе — она... очень плохая песня! И сам Левитанский в другом стихотворении сказал: Видно, нет для песни границы, И живет она оттого, Что заложена в ней частица Сердца русского твоего. Из двух противоположных определений песни верно, конечно, второе. И чи татель с удовлетворением отметит, что песни самого Левитанского, в подавля ющем большинстве своем, не могут быть сравнены с «валунами». Мы до сих пор подробнее говорили о Левитанском. Обратимся к стихам М. Юдалевича. Есть у него правдивые и волнующие стихи. К таким относятся, например, «К Берлину подходят войска». Здесь возникает образ гениального полковод ца и раскрывается идея единства вож дя и народа. Еще под Сталинградом разнесся среди солдат слух, «что Сталин ходил по переднему краю в ши нели своей боевой»: Рвались недалеко снаряды и мины, И дым над позицией плыл. ...Он трубку свою знаменитую вынул И легкий табак закурил. И руку оставив за бортом шинели, Как Сталин умеет один, Солдатам сказал, неспеша и раздельно: — Отсюда пойдем на Берлин! И вот наши войска подходят к вра жьему логову — и кажется солдатам, что, посылая их в последний бой, вновь шагает по переднему краю любимый вождь... Солдатские сказы о вожде, возни кавшие в разных вариантах, во все годы войны на всех фронтах, вопло щены здесь автором в простых и вы разительных словах, в интонациях на родной песни. Очень хорошо задумано стихотворе ние о том, как два солдата, изнывав шие от жажды, оставляли друг другу глоток воды на дне фляги; не допив его пали на землю, а старшина, пы таясь привести их в чувство, плеснул им на лица этот глоток, за который сам готов был отдать полжизни. Этому по священы последние восемь строк сти хотворений. Юдалевич нашел в них очень выразительный образ для изо бражения солдатской дружбы. К сожа лению, этим восьми строкам предпосла ны двенадцать вступительных, — очень бледных и наивных. Например: Я не думал даже в шутку, Что несбыточной мечтой Может стать простая будка С газированной водой... Не говоря уже о том, что это весь ма далеко от подлинной поэтичности, — разве отсутствие будки с газированной водой является отличительным призна ком фронтовой жизни? Не снижает ли это темы, точно в такой же степени, как и «асфальтовый уют» Левитанско го? Таким обрдзом, неудачное вступле ние разжижает очень значительный за мысел. В ряде случаев Юдалевичу удается сконденсировать в немногих словах большой смысл. Таково, несмотря на шутливый тон, стихотворение «Долго девушка глядела». На вопрос, за что он получил так много боевых наград, танкист, указывая на две медали, отве. чает: «За Москву вот эту дали, а вот эту — за Берлин»: И немножечко поспешно, Но солидно заключил: Остальные все, конечно, По дороге получил. «По дороге»!.. Этими двумя такими ■обыденными, нисколько не «приподня тыми» словами сказано очень много! В них — огромный путь, пройденный на шими воинами к победе. В сборнике ' представлен ряд стихо творений, тематически несходных с только что цитированными, но отмечен ных общей с ним чертой: для каждого из них в равной мере характерна особая интонация мягкого и многозначительно го юмора. Она, эта интонация, звучит, например, в стихотворениях «О звез дах» , где речь идет о награждении хлебороба званием Героя Социалистиче ского Труда. Радостно взволнованный этим фактом старик-колхозник, шутливо рассказывая о том, что его внук «прямо с неба снял звезду» Героя Советского Союза, ибо он — летчик, добавляет: Прямо с неба — это честь. Только я прошу учесть: Времена теперь пришли — Можно звезды брать с земли. Опять перед нами большая мысль: наш народ, народ героев, совершает подвиги — воинские и трудовые, —>и благодарная страна щедро награждает заслуживших. Автор рассказал обо всем этом без внешнего пафоса с теп лой, мягкой улыбкой. Эта улыбка освещает и стихотворе ние «Мечта», в котором перед нами, возникает, точно обрисованный образ замечательного селекционера-мичурин- ца «простой колхозник, он на деле —- всем академикам сродни!»). Сама по себе, такая интонация теп лого юмора, помогающая раскрыть большие события, не является, конеч но, поэтическим «открытием» Юдале вича, и мы вовсе не хотим сказать, что ему следует «специализироваться» в этом жанре. Однако, несомненно, что он пользуется им по-своему и доби вается именно здесь наибольшей само стоятельности. Но очень часто Юдалевич теряет свой поэтический голос, назойливо за глушаемый чужим. В качестве приме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2