Сибирские огни, 1948, № 5
носятся по преимуществу к Чапаеву. Нам кажется, что именно центральная тема книги, тема Чапаева, требует ана литического отношения, которое может полно раскрыть перед читателем нрав ственный облик оригинального героя. Наиболее удачной формой художествен, ной реализации мыслей о Чапаеве, на копившихся у его комиссара, является, конечно, дневник. Вот почему те стра ницы романа, которые отведены Чапае ву, содержат не только описания или диалоги, но и просто листки из дневни ка Клычкова с его собственными раз мышлениями о народном полководце. Эти листки иногда вытесняют даже ху дожественное изображение, наблюдение писателя уступает место рассуждению социолога; портрет героя заменяется социально-психологическим анализом его личности, художественный образ оттесняется силлогизмом. Стремление наиболее полно и все сторонне раскрыть облик нового чело века, борца за социалистическое обще ство и преобладание в этой связи интел лектуального мыслительного элемента, определило и другие структурные осо бенности романа. Многие главы «Чапаева» имеют на звания, напоминающие записки путе шественника. Они обозначают либо со стояние движения автора («В пути», «Дальше» и т. п.), либо наименования пунктов, связанных с переходами и- бо ями («Уральск», «Александров-Гай», «В Бугуруслан» и др.). Однако этот географический принцип подбора назва ний глав не должен нас обманывать. Их содержание меньше всего похоже на эмпирические записи проезжего наблю дателя/ Собственно этнографический или краеведческий элемент играет здесь минимальную роль. Весьма незначи тельное место отведено и описаниям природы (в которых, кстати, Дм. Фур манов не был силен). В освещении бое вых эпизодов писатель также меньше всего придерживается позиций истори ка. Вы не найдете здесь строгой после довательности событий, хронологическо го изложения фактов. Главное внима ние автора привлекает идейная, со циально-политическая проблематика, жизнь народа и его армии, борьба за освобождение и люди, рожденные ею. В каждой главе, как бы она ни была построена, преимущественный интерес художника привлекает образ советского человека. Все это придает роману необычный характер, который и приводит в смуще. нйе критику. Между тем, новая худо жественная форма, которую ищет в своей творческой работе Дм. Фурманов, — форма свободного романа-дневника, которая отразила бы необычайность ре волюционной эпохи, гармонирует, как нам кажется, с особенностями дарова ния автора «Чапаева». О талантах та кого типа говорил в свое время Белин ский в обзоре русской литературы за 1 8 4 7 год. «Их деятельность образует особенную сферу искусства, в которой фантазия является на втором месте, а ум на первом» (В. Г. Белинский. Пол ное собр. соч., т. XI, стр. 112). Для нас несомненен интеллектуаль ный характер творчества Дм. Фурмано ва. Аналитическое начало, преобладаю щее в художественной ткани «Чапае ва», было вызвано глубиной идейного содержания, которое определило и вер ный подход к теме, правильное ее ре шение. Принцип большевистской пар тийности, последовательно проведенный художником-мыслителем Фурмановым, привел его к созданию романа нового типа, который явился одним из крае угольных камней замечательного здания литературы социалистического реализма. Г. БРОВМАН. Начало пути (О первых книжках двух молодых поэтов) Полмира прошли воины Советской Армии, освобождая родную землю, а потом и страны Европы от гитлеров ских захватчиков. Громя врага, знако мясь с условиями жизни за рубежом, они с особенной наглядностью убежда- лйсь в неизмеримых преимуществах со циалистической системы, в своем ог ромном —• моральном и политическом — превосходстве перед людьми опусто шенными, придавленными капитализ мом. И на всех фронтах, в каждой ча сти находились люди,, которые в сво бодные от тяжелого ратного труда ми нуты, примостившись кое-как в углу блиндажа, в кузове автомашины, у по раженного осколком ствола дерева, на брасывали на страницы записной книж ки горячие строчки стихов, выражая в них чувства и мысли советского воина, его отвагу и верность, его стойкость и героизм, его любовь к отчизне и нена висть к врагам, его веру . в победу и светлое будущее. Некоторые из них пришли ка фронт, обладая тем' или иным поэтическим «стажем», другие ощутили потребность «взяться за перо» только в грозной, полной величественных событий, обета, новке или непосредственно перед вой ной. Разумеется, далеко не все имели основания стать подлинными художни ками слова, но все же несомненным фактом является то, что в советскую поэзию в последние годы пришла большая группа молодых литераторов,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2