Сибирские огни, 1948, № 5

носятся по преимуществу к Чапаеву. Нам кажется, что именно центральная тема книги, тема Чапаева, требует ана­ литического отношения, которое может полно раскрыть перед читателем нрав­ ственный облик оригинального героя. Наиболее удачной формой художествен, ной реализации мыслей о Чапаеве, на­ копившихся у его комиссара, является, конечно, дневник. Вот почему те стра­ ницы романа, которые отведены Чапае­ ву, содержат не только описания или диалоги, но и просто листки из дневни­ ка Клычкова с его собственными раз­ мышлениями о народном полководце. Эти листки иногда вытесняют даже ху­ дожественное изображение, наблюдение писателя уступает место рассуждению социолога; портрет героя заменяется социально-психологическим анализом его личности, художественный образ оттесняется силлогизмом. Стремление наиболее полно и все­ сторонне раскрыть облик нового чело­ века, борца за социалистическое обще­ ство и преобладание в этой связи интел­ лектуального мыслительного элемента, определило и другие структурные осо­ бенности романа. Многие главы «Чапаева» имеют на­ звания, напоминающие записки путе­ шественника. Они обозначают либо со­ стояние движения автора («В пути», «Дальше» и т. п.), либо наименования пунктов, связанных с переходами и- бо­ ями («Уральск», «Александров-Гай», «В Бугуруслан» и др.). Однако этот географический принцип подбора назва­ ний глав не должен нас обманывать. Их содержание меньше всего похоже на эмпирические записи проезжего наблю­ дателя/ Собственно этнографический или краеведческий элемент играет здесь минимальную роль. Весьма незначи­ тельное место отведено и описаниям природы (в которых, кстати, Дм. Фур­ манов не был силен). В освещении бое­ вых эпизодов писатель также меньше всего придерживается позиций истори­ ка. Вы не найдете здесь строгой после­ довательности событий, хронологическо­ го изложения фактов. Главное внима­ ние автора привлекает идейная, со­ циально-политическая проблематика, жизнь народа и его армии, борьба за освобождение и люди, рожденные ею. В каждой главе, как бы она ни была построена, преимущественный интерес художника привлекает образ советского человека. Все это придает роману необычный характер, который и приводит в смуще. нйе критику. Между тем, новая худо­ жественная форма, которую ищет в своей творческой работе Дм. Фурманов, — форма свободного романа-дневника, которая отразила бы необычайность ре­ волюционной эпохи, гармонирует, как нам кажется, с особенностями дарова­ ния автора «Чапаева». О талантах та­ кого типа говорил в свое время Белин­ ский в обзоре русской литературы за 1 8 4 7 год. «Их деятельность образует особенную сферу искусства, в которой фантазия является на втором месте, а ум на первом» (В. Г. Белинский. Пол­ ное собр. соч., т. XI, стр. 112). Для нас несомненен интеллектуаль­ ный характер творчества Дм. Фурмано­ ва. Аналитическое начало, преобладаю­ щее в художественной ткани «Чапае­ ва», было вызвано глубиной идейного содержания, которое определило и вер­ ный подход к теме, правильное ее ре­ шение. Принцип большевистской пар­ тийности, последовательно проведенный художником-мыслителем Фурмановым, привел его к созданию романа нового типа, который явился одним из крае­ угольных камней замечательного здания литературы социалистического реализма. Г. БРОВМАН. Начало пути (О первых книжках двух молодых поэтов) Полмира прошли воины Советской Армии, освобождая родную землю, а потом и страны Европы от гитлеров­ ских захватчиков. Громя врага, знако­ мясь с условиями жизни за рубежом, они с особенной наглядностью убежда- лйсь в неизмеримых преимуществах со­ циалистической системы, в своем ог­ ромном —• моральном и политическом — превосходстве перед людьми опусто­ шенными, придавленными капитализ­ мом. И на всех фронтах, в каждой ча­ сти находились люди,, которые в сво­ бодные от тяжелого ратного труда ми­ нуты, примостившись кое-как в углу блиндажа, в кузове автомашины, у по­ раженного осколком ствола дерева, на­ брасывали на страницы записной книж­ ки горячие строчки стихов, выражая в них чувства и мысли советского воина, его отвагу и верность, его стойкость и героизм, его любовь к отчизне и нена­ висть к врагам, его веру . в победу и светлое будущее. Некоторые из них пришли ка фронт, обладая тем' или иным поэтическим «стажем», другие ощутили потребность «взяться за перо» только в грозной, полной величественных событий, обета, новке или непосредственно перед вой­ ной. Разумеется, далеко не все имели основания стать подлинными художни­ ками слова, но все же несомненным фактом является то, что в советскую поэзию в последние годы пришла большая группа молодых литераторов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2