Сибирские огни, 1948, № 5
Вот, к примеру, образ комбрига Шмарина. «Рассказывая, он буквально захлебывался от упоения буйно развер. тывавшимися событиями, любовался оборотами дела, восторгался только что придуманными неожиданностями. Он во время рассказа как-то странно дергал себя за густые черные вихры волос, пригибался к столу так низко, что но сом касался досок, а двумя пальцами — средним и указательным — зачем-то громко, крепко и в такт своей речи колотил по кончику стола, и получа лось впечатление, будто он не присут ствующим, а» этому вот столу читает какую-то назидательную проповедь, за что-то выговаривает, чему-то учит». •Глазом художника увидел Фурманов Шмарина — человека суетливого, само влюбленного, и поведал о нем словами художника. В том, как рассказывал Шмарин, хорошо переданы и хвастов ство его, и позерство, и любование со бой, своей речью, и стремление, не глядя на окружающих, именно им вну шить, что он, Шмарин, говорит истину, что он герой. Сущность характера вид на во всех его внешних проявлениях. Живые краски находит писатель для характеристики массы. Вспомним ми тинг рабочих-ивановцев перед отправле нием на фронт или собрание чапаевцев, только что прибывших со станции. Да вая общую картину этого довольно не организованного заседания, писатель яркими штрихами выделяет из общей массы отдельные, запоминающиеся примечательные фигуры. «Через две минуты Федор видел, как один из гостей развалился у него на неубранной постели, вздернул ноги вверх по стене, закурил и пепел стря хивал сбоку, нацеливаясь непрерывно попасть на чемоданчик Клычкова, стояв ший возле постели. Другой привалился к «туалетному» слабенькому столу, и тот хрустнул, надломился, покачнул ся набок. Кто-то рукояткой револьвера выдавил стекло, кто-то овчинным гряз ным и вонючим тулупом накрыл лежав ший на столе хлеб, и когда его стали потом есть — воняло омерзительно. Вместе с этой ватагой, словно еще за долго до нее, ворвался в комнаты креп кий, здоровенный, шумливый разговор. Он не умолкал ни на минуту, но и не разрастался, — гудел-гудел, все с той же силой, как вначале: то была нор мальная, обычная речь этих свежих степных людей. Попробовали бы разо брать, кто у них тут начальник, кто подчиненный! Даже намеков нет: обра щение одинаково стильное, манеры одинаково резкие, речь самобытная, ко- лоритная, насыщенная ядреной степной простотой. Одна семья! Но нет никакой видимой привязанности одного к друго му или предупредительности, никаких взаимных забот, хотя бы в самомель- чайших случаях, — нет ничего. А в то же время видите и чувствуете, что это одна и крепко свитая пачка людей. только перезита она другими узами,. только отчеканилась она в своеобраз ную форму: их свила, спаяла, кочевая, боевая, полная опасностей жизнь, их сблизили мужество, личная отвага, пре зрение лишений и опасностей, верная, неизменная солидарность, взаимная вы ручка, — вся многотрудная и красочная жизнь, проведенная вместе, плечом к плечу в строю, в бою». Фурманов не останавливается на внешнем рисунке этой «ватаги». Он да ет ее внутреннюю жизнь, пытаясь обна ружить узы, цементирующие ее. Как верно, как метко определяет писатель своеобразие этой среды, которая связа на самой крепкой дружбой, — дружбой по битвам, по крови. Только высоко идейное отношение художника к изо бражаемой им жизни и тонкое понима ние особенностей бурной эпохи позво ляют автору увидеть и показать в этих анархически настроенных, малодисци. плинированных степных людях истина ных солдат революции. IX Вначале может показаться, что ро ман состоит из довольно хаотического смешения различных жанровых образо ваний. Тут и письма, официальные до кументы, историческая хроника, записи воспоминаний, зарисовки путешествен. ника, фронтовые очерки. Однако все эти, разнообразные по своей литера турной природе, компоненты образую* довольно органичную ткань повествова ния, составляя дневник политического работника Красной Армии. Как мы уже говорили, эта литературная форма наи более полно отвечает содержанию кни ги, но рождается эта дневниковая фор ма не сразу, а как бы в процессе раз вития сюжета романа. Любопытно, что первые главы («Ра бочий отряд», «Степь») сделаны в обычном повествовательном духе. Свои ми глазами, а не глазами Федора Клычкова смотрит Фурманов на проис ходящее вокруг: сборы в Иванове, ми тинг, прощание, затем отъезд рабочего отряда и дальняя дорога. Во второй главе вновь описание с живыми диалог гами, изображением интересных встреч. Автор рассказывает, что происходит в санях у Лопаря и Бочкина, едущих в Уральск, в то время как Клычков с Андреевым едут в других санях. В этих главах образ Клычкова не несет в себе субъективного авторского начала. Он существует рядом с остальными персо нажами, ничем не выделяясь. Первое подобие записи, но еще не дневник, мы встречаем в рассуждении Федора о Чапаеве, после беседы с Гри шей. Характерно, что именно тема Ча паева впервые обнаруживает потреб ность автора обратиться к дневнику. Чапаеву посвящена эта первая запись Клычкова и, далее, почти все записи и размышления, взятые в кавычки и как бы процитированные из дневника, от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2